Живопись охинца Олега Носырева погружает в чарующий мир, где повседневность окрашена яркими цветами
Нештатный формат
Картины, написанные маслом, называют живописью с большой буквы. Эта техника стала для Олега Носырева наиболее любимой. Для своей первой персональной выставки в Южно-Сахалинске он привез 60 лучших масляных картин. Все они большого формата, что повлекло за собой череду нештатных ситуаций. Из Охи картины почти целый месяц доставлялись в островную столицу попутным транспортом. А в холле бизнес-центра «Сфера», где разместилась экспозиция охинского художника, не хватило стен для всех полотен. Посетителям удалось увидеть всего 45 картин мастера живописи, остальные 15 ждут выхода в свет через месяц в выставочном зале сахалинского отделения Союза художников России.
– Эта выставка позволяет раскрыть яркие грани таланта одного из интереснейших художников островного региона, – отметила советник отдела культурной политики и функционирования отрасли министерства культуры и архивного дела Сахалинской области Елена Судакова. – Своим талантом Олег Носырев делился с юными охинцами – пять лет руководил художественной школой. Сейчас ведет не только уроки живописи, но и курсы обучения дизайну, скульптуре, керамике. Его ученики завоевывали высшие награды на зарубежных, всероссийских и региональных выставках.
В основном на носыревской выставке «Вдохновение» присутствует пейзаж. Но, как признается художник, он не пишет природу один в один. Это ему не интересно. Для него важнее передать художественное видение образа, вложить в свои полотна мысли и чувства. Видимо, поэтому Носырева не случайно называют охинским ипрессионистом. Его картины полны жизни и эмоций. Невозможно пройти мимо его ярких и позитивных полотен, настолько все в них близко и знакомо. Каждое творение – объяснение в любви милым российским уголкам.
На полотнах художника, словно в каком-то сказочном преломлении, изображены узенькие речушки с поросшими зеленой травой берегами. Мощные деревья, спускаясь с косогоров, подступают к берегам, отражаясь в тихой глади воды. На носыревской картине даже овраг цветной, завораживающий своей особой природной судьбой и значимостью.
В вернисаже Олега Носырева не встречается хмурых и дождливых картин. Его полотна вызывают только положительные и радостные эмоции, даже если художник изображает осень. Интересно и то, что мастер пишет маслом, щедро накладывая мазки, но картины у него получаются легкими и солнечными.
Одна из работ живописца так и называется – «Солнечный день». Написана она в амурском поселке Верген. С помощью мастерски выполненных технических приемов, деревенька в несколько домов и лугом, где пасется розово-сиреневый конь, как есенинский образ пролетевших годов, превратилась в былинное сказание о земле русской.
Размах с контрастом
По натуре Носырев человек подвижный, любит путешествовать, взяв с собой этюдник. Он объездил не только весь Сахалин и Курилы, но и многие города Сибири, Дальнего Востока, Приморья, средней полосы России, Прибалтики, Крыма. Бывает мастер кисти и за границей, но сетует, что чужая сторона его почему-то не вдохновляет. Эскизы во время путешествий делаются, а продолжения нет. Недавно художник вернулся из Тибета. Для него – почитателя Николая Рериха – это знаковое событие, поскольку творчество уникального живописца созвучно его душе. Но и тибетские зарисовки пока отложены.
Обладающий необычным видением мира, островной мастер живописи работает над своими произведениями легко и с размахом – если цвета, то на контрасте, если мазки кистью, то не жалея краски.
– Много времени уходит на обдумывание замысла картины, – говорит Олег Васильевич. – Иной раз это растягивается на месяцы, а то и годы. Но если уловил художественную нить и воодушевился, то можно закончить работу дня за два. Как композитор, пишущий увертюру, я выбираю нужную тональность, определенную гамму цвета, на которой и базирую всю задуманную схему.
Известный искусствовед Раиса Горохова, окончившая, также, как и Олег Носырев, художественно-графический факультет Хабаровского пединститута, много лет знакома с творчеством охинского художника. Но и для нее носыревская экспозиция стала откровением.
– Я поражена мощью и экспрессией выставки, – сказала она. – За 40 лет творчества Олег приобрел свой почерк и удивительную свободу живописания. На полотнах – буйство красок и разнообразие прекрасно исполненных художественных замыслов.
Будучи приверженцем пейзажных холстов, Олег Носырев отдает предпочтение водной стихии.
– По гороскопу я – Водолей, – смеется художник, – поэтому почти во всех моих картинах присутствует вода, хотя порой и не на первом плане.
Особое место в экспозиции живописца занимают корабли. Их много, только выглядят они не так реалистично, как на айвазовских шедеврах, а скорее сказочно. Такой эффект получается от игры цветом. Для картин Носырева вообще характерно сочетание яркого и чистого цвета с подчеркнутой графичностью. Вот, например, картина «Сон кораблей». В ней гамма синих, голубых, красных, чуть фиолетовых и коричневых тонов представляет собой сложнейшую композиционную симфонию. Насыщенные отблесками безоблачного неба тени контрастируют с плавными очертаниями горных склонов, и на этом фоне мы видим не менее яркие стилизованные трудяги-суденышки.
Счастливый этюдник
Однажды Носырев заметил, что среди его картин мало зимних пейзажей. Впрочем, это объяснимо. Он преподает в художественной школе, поэтому для поездок на пленэр, как правило, отводит летние месяцы. В поездках случается всякое.
Приехав на Камчатку, он на реке в распадке стал писать этюд. Местные жители предупредили: будь осторожен – идет нерест лосося, медведей полно. Художник отмахнулся – мишки не глупые, чтобы выходить к людям на открытые пространства.
– Устроился я с этюдником и с головой погрузился в работу, – рассказывает Олег Васильевич. – Вдруг почувствовал за спиной чье-то дыхание. Поворачиваюсь и замираю от ужаса – косолапый рядом со мной. Но зверь на меня даже не смотрит, его больше заинтересовало мое художество. Я автоматически схватил этюдник и, крикнув, бросил его в сторону незваного пришельца. Медведь отскочил в сторону и как-то обиженно поплелся прочь. Тем не менее работу на пленэре пришлось свернуть.
Все тот же этюдник спас художника и на Алтае. Написав акварель, Носырев возвращался к месту проживания. Дорога шла через небольшую, но бурную и глубокую речушку. Перебираясь вброд с камня на камень, он поскользнулся и упал в воду. Стремительным потоком его понесло по холодной реке. Ситуация становилась опасной, но, как вспоминает художник, в этот момент он больше переживал не за себя, а за раскисший в воде удачный акварельный рисунок. К счастью, ремень этюдника зацепился за камень, и Носырев выбрался на берег.
Для живописца важен фактор времени. В природе все меняется в доли секунды, поэтому в своих картинах художник старается выразить смену недолговечных цветовых оттенков, запах моря, нежность ветра. При этом Носырев считает себя человеком старой формации, увлекается историей, кино, литературой, фотографией. Эмоциональную подзарядку дают ему путешествия. Он любит горы, часто делал восхождения на Кавказе, поднимался на Эльбрус, был на Эвересте. Все впечатления от увиденного и прочувствованного, рано или поздно, находят отражение в его работах.
Наша справка
Помимо Южно-Сахалинска персональные выставки Олега Носырева с успехом прошли в Москве и Санкт-Петербурге. У него немало творческих наград. Ему вручена медаль «За заслуги в культуре и искусстве» (2000 г.). Он награжден благодарственными письмами губернатора островного региона, а также правительства Сахалинской области и администрации Охинского городского округа.
Автор текста и фото: Татьяна Егорова, skr.su
© Сахалинский нефтяникТребует подтверждения