В отдаленных от центра регионах – общие проблемы

11:00
517
0
В отдаленных от центра регионах – общие проблемы

В начале июля в Благовещенске состоялось совместное заседание межпарламентского объединения «Парламентская ассоциация Северо-Запада России» и парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Участие в этом форуме приняла и делегация Сахалинской областной Думы.  

О том, какие вопросы обсуждали законотворцы в столице Амурской области, рассказали журналистам на пресс-конференции депутаты островного парламента Владимир Воронцов и Александр Болотников.

По словам Воронцова, парламентские ассоциации созданы в 18 округах Российской Федерации. Наша – Дальнего Востока и Забайкалья – организована в 1995 году, в нее вошли представители законодательных органов 11 субъектов. Цель таких формирований – объединение интеллектуального потенциала, использование всех организационных, финансовых возможностей для решения проблем, характерных для региона.

На сей раз в повестку дня были включены 12 вопросов, один из них – об отходах производства и потребления.  Тема актуальна для всей страны (особенно в Год экологии), не случайно об этом шла речь и на заседании Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина. Нужны новые подходы к работе с отходами. В частности, перед утилизациями они должны быть рассортированы (металл, пластик, дерево), далее – пущены в переработку. Помимо экологии, здесь есть и другие плюсы. В хозяйственную деятельность включаются дополнительные ресурсы, привлекается малый и средний бизнес. Главное, в разы уменьшается фракция отходов, подлежащих захоронению.

– Это огромный пласт работы для всех, – сказал депутат. – Нужно подготовить объекты для сортировки, переработки, построить мусоросжигающие заводы. Должна быть утверждена региональная схема обращения с отходами (она у нас практически готова), выбран региональный оператор для координации этого вида деятельности, который станет и инициатором правовых норм в данной сфере, и займется поиском источников финансирования.  Чтобы оценить масштабность, сошлюсь на статистику. В области принимают отходы 32 объекта, но лишь 3 полигона имеют лицензии, остальные, говоря простым языком, свалки. Тем временем, в год на территории остров образуется более 1 млн 309 тысяч кубометров отходов. Сейчас малый бизнес предпринимает попытки работать с металлом, пластиком, но все это пока находится в зачаточном состоянии.

Назрела необходимость, полагает Воронцов, четко прописать правовую основу, обозначить финансовую схему, разграничив ответственность регионов, муниципалитетов и федерального центра, поскольку строительство крупных объектов, связанных с переработкой, захоронением отходов – это огромные финансовые вложения.

– На мой взгляд, мы с коллегами из других регионов нашли общие подходы к решению проблемы, определили, в чем и где нужна поддержка федерального центра, – отметил депутат. – Достойные примеры в России есть, это и Татарстан, и Московская, Новгородская области, где проблемы с отходами уже решаются в практической плоскости.

По итогам обсуждения вопроса принят ряд обращений.  В Госдуму – с предложением внести изменения в ряд федеральных законов для конкретизации полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, форм и способов их участия в организации деятельности по раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на своих территориях. В правительство РФ – расширить перечень субъектов, включенных в приоритетный проект «Чистая страна» госпрограммы «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, либо разработать отдельную целевую в сфере обращения с отходами, предусмотрев мероприятия по строительству полигонов, мусороперерабатывающих комплексов, ликвидации объектов накопленного экологического вреда. Данному адресату - и просьба ускорить принятие целевой федеральной программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» и соответствующего порядка организации этих работ.

Активное обсуждение члены сахалинской делегации приняли и в обсуждении вопроса о предоставлении государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это нынче «болевая точка» для многих островитян.

– Не секрет, что раньше на Сахалин и Курилы люди ехали с материка не только за романтикой и «запахом тайги», – заметил в ходе пресс-конференции участник совместного заседания межпарламентского объединения, депутат облдумы Александр Болотников. – Жителей других регионов привлекал и так называемый «длинный рубль», возможность высокого заработка, поскольку к окладу плюсовались районный коэффициент, надбавки, что значительно увеличивало доход. К сожалению, с переходом экономики на рыночные рельсы ситуация изменилась, сегодня зарплаты в некоторых регионах материковской части России сравнялись с нашими.  Хотя еще с советских времен именно государство считало своим долгом давать северянам прибавки за проживание и работу в отдаленных местах с суровыми климатическими условиями. Да, эти выплаты по-прежнему предусмотрены и Трудовым кодексом, и законодательством, но на практике, увы, не всегда становятся реальностью. Далеко не все руководители частных предприятий обеспечивают своим работникам полный социальный пакет, включая оплату проезда раз в два года к месту отдыха и обратно. Кроме того, и сами островные предприниматели оказываются в сложном положении по сравнению с «заехавшими» к нам с материка. Последним не нужно платить своим работникам ни районный коэффициент, ни северные надбавки. То есть фонд заработной платы, и, соответственно, затратная часть бизнеса ниже, они находятся в более выгодных условиях.

Этот вопрос на депутатском форуме в Благовещенске «поставили ребром» хабаровчане, но к ним присоединились и островные парламентарии. Кстати, данная тема обсуждалась несколько лет назад в Южно-Сахалинске на парламентских слушаниях, организованных Сахалинской областной Думой. Речь шла о том, что государственные компенсации должно гарантировать именно государство, а не перекладывать меры социальной поддержки на плечи предприятий различной формы собственности, это зачастую приводит к конфликтам между работником и работодателем, нарушению прав северян. Это, во-первых. Во-вторых, ущемляются интересы бизнеса – предприятие ведет хозяйственную деятельность, уплачивает налоги, за счет которых той же оплатой проезда в отпуск раз в два года пользуются сотрудники бюджетной сферы. При этом не получают поддержки из казны на обеспечение государственных гарантий для своих работников.

– Как показала дискуссия, проблема актуальна не только для Сахалина и Курил, но и для прочих субъектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – сказал депутат. – По моему мнению, государство обязано установить четкие критерии и механизмы компенсации для жителей «северов». Причем, компенсация должна быть достаточной для того, чтобы человек мог комфортно чувствовать себя на таких территориях. Вопрос острый, многоплановый, дискуссия была горячей. Например, каким должен быть размер северной надбавки – с учетом стажа работы на «северах» и оклада или фиксированным? И так далее. Пришли к тому, что все регионы в течение месяца внесут свои предложения, а затем будет проведено специальное заседание именно по данной теме.

Требует внимания (возможно, и корректировки) законодательство об административных правонарушениях. Для примера Болотников взял закон «о тишине», запрещающий шумовые действия в определенные часы в определенных общественных местах. Но как его применять на деле? Из круга полномочий правоохранительных органов эти обязанности убрали, переложив на административные комиссии при органах местного самоуправления. Да, протоколы-то о нарушениях они составят, но как попасть, скажем, в квартиру правонарушителя без сотрудника полиции?

– Органы внутренних дел готовы работать в этом направлении, но при условии заключения соглашения с правительством и за дополнительную оплату, сумма которой не заложена в бюджет, – озвучил проблему депутат. – Не отрегулированы в полной мере в федеральном законодательстве и аналогичные взаимоотношения в сфере благоустройства. Мы пытались на региональном уровне делать поправки, но вынуждены были их отменить, поскольку нам сказано, что областная Дума вмешивается в компетенцию органов федеральной власти в части надзора за соблюдением природоохранного законодательства. В итоге имеем вот такую жизненную картинку: автомобиль паркуется на газоне или детской площадке, но орган местного самоуправления не смеет вмешиваться в ситуацию, поскольку право на это только у Роспотребнадзора или Росприроднадзора, где сотрудников раз-два и обчелся. В связи с этой неурегулированностью мы приняли обращение в адрес председателя Госдумы Вячеслава Володина: решите же, наконец, вопрос, которым озабочены многие субъекты РФ! И законодательные инициативы по этому поводу не раз направлялись в «с мест», в том числе и Сахалинской областной Думой. Но пока, к сожалению, даже хорошие законы не работают в полную силу.

Лариса Пустовалова

Фото: 

© Сахалинский нефтяник

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Счетчики

Яндекс.Метрика

Приложение