Проблема бродячих собак в полный рост встает перед жителями Охи. Своры агрессивных псов пугают прохожих, дерутся за объедки и стремительно размножаются.
Федеральные телеканалы нередко рассказывают о трагически закончившихся нападениях животных. Своя печальная история есть и на Сахалине – несколько лет назад в Холмске стая уличных собак растерзала маленького мальчика.
Охинцы боятся, что подобное может случиться и у нас. Власти мало что делают для устранения угрозы, считают они и готовы сами взяться за оружие – отстреливать псов. Наш корреспондент попробовал разобраться в ситуации.
Уничтожение животного на улицах населенного пункта легально только при одном условии: оно опасно для людей. В таком случае по «Закону о полиции» сотрудники ОМВД не должны разбираться даже, домашний пес или бродячий. Вряд ли будут претензии и к обычному гражданину, если он защитит чьи-то жизнь и здоровье. Другой вопрос – отстрел дворовых собак, если угрозы они не представляют. Тут можно схлопотать судимость по статье 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» и даже сесть в тюрьму на полгода.
Псов на улицах подкармливают сердобольные горожане, они плодятся в геометрической прогрессии, и после ряда трагических случаев власти Сахалинской области решили найти выход. Был принят закон «О безнадзорных животных», в котором прописана процедура обращения с бродячим зверьем. Отлов, стерилизация и лечение в специальных пунктах передержки, а затем возвращение на улицу.
На первый взгляд, схема сомнительная: усыплению подлежат только псы, которые неизлечимо больны или агрессивны. А кастрация зачастую только портит характер животного. Какой смысл ловить собак, если они возвращаются на те же улицы? В этом смысле практика западных стран, когда пойманных собак держат в приюте только две недели, а если не найдется новый хозяин, то усыпляют, кажется эффективнее. Однако зоологи говорят, что при массовой стерилизации размножение поголовья естественным путем прекращается. Оставшимся собакам незачем сражаться за богатые едой помойки, падает общая агрессивность стай.
А если подоспеет давно обещаемый федеральный закон об ответственном обращении с животными, который установит наказание для тех, кто выбрасывает собак на улицу – то и «искусственное размножение» вскоре сойдет на нет.
Пока до такого благоденствия далеко, стаи с улиц надо убирать. И тут, несмотря на все благие намерения, не все проходит гладко. Деньги на отлов собак выделяет областной бюджет. Отдать их напрямую звероловам муниципалитет не может: по закону обязательны торги на электронной площадке. В этом году сайт госзакупок не принял вовремя аукцион от Охинской администрации – были технические проблемы. Разыграли этот лот только весной, приступить к исполнению контракта подрядчик смог в июне.
ИП Виктор Константинов из Южно-Сахалинска уже отработал в прошлом месяце: отловлено и увезено в областной центр 75 животных. Готовится новая заявка. За весь прошлый год из Охинского района «на юг» уехали, по данным СМИ, 479 животных, 342 из которых – собаки. Да, кошек с улиц тоже убирают. Любители мурлык могут возмутиться «да какая от них опасность!», однако им возразят те, для кого мяукающие стаи стали реальным раздражителем.
– Передо мной лежит заявка о 80 бродячих кошках в Москальво. Представляете? Вот и приходиться выбирать, то ли ловить собак, которые кусаются, то ли кошек, которых расплодилось столько, что невозможно… Они орут, да и запах соответствующий, – подбирает слова заместитель начальника отдула ЖКХ администрации района Ирина Вабнец.
В этом году муниципалитету выделено на отлов бродячих животных 700 тысяч рублей. Много это или мало – судите сами. Предельные нормативы в этой сфере установлены приказом областного министерства ТЭК и ЖКХ в 2012 году. Не более 500 рублей на отлов, 6 рублей 66 копеек на километр пути до приюта, по 100 рублей в день на содержание, около 3 тысяч на кастрацию и стерилизацию. В коммерческих ветеринарных клиниках делать за такие деньги полостную операцию точно не взялись бы. А тут зверей надо поймать, отвезти за спецавтомобиле за 850 километров, лечить и вживлять электронный чип. Если еще и выполнять требование закона о выпускании животных из пункта передержки в прежнюю среду обитания, эти собаки сделались бы «золотыми» для бюджета. Выход найден простой и эффективный: ловят только по жалобам, агрессивных собак. Таких попросту усыпляют (402 рубля) и утилизируют (375 рублей за голову).
Судить о том, какие плоды принесла такая работа, пока рано. Специалисты полны оптимизма и говорят, что на улицах стало безопаснее. Эту работу еще сильно бы упростило наличие на севере Сахалина «своего» пункта передержки. Например, работая в Охе, он мог бы эффективно сокращать популяцию местных бродячих собак (волонтеры успешно пристраивают оттуда к новым хозяевам стерилизованных и привитых животных). Мало того, на нем удалось бы еще и заработать, обслуживая соседние районы. Проблема в том, что взять несколько миллионов на строительство и содержание учреждения муниципалитету негде. Письма с просьбой о выделении денег в областное правительство остаются без ответа. Как и обещания депутатов и прочих политиков. Ну а в областном министерстве ЖКХ корреспонденту заявили: «денег на это не выделяется».
Павел Александров
Фото:
Требует подтверждения