18 мая заслуженному художнику России Гиви Манткава исполнилось бы 87 лет.
Уроженец Тбилиси, он впервые ступил на сахалинскую землю с трапа самолета 30 апреля 1956 года. И с тех пор остров стал ему родным.
После ухода мастера живописи из жизни в 2009 году стараниями его жены Лины Аверичевой, дочери Марины Манткава, друзей и ценителей искусства в Южно-Сахалинске была открыта галерея, где постоянно проводятся тематические выставки, привлекающие внимание южно-сахалинцев и гостей города. Одна из них, «Картина в доме», произвела на автора этих строк особое впечатление. Гиви был по-грузински щедр, дарил свои произведения многочисленным друзьям, уступал просьбам настойчивых ценителей искусства и продавал полюбившиеся им пейзажи, портреты, выполнял, если это сочеталось с его душевным настроем, заказы. Владельцы картин на время поделились своими сокровищами с галереей, 33 работы на вернисаж тогда представили 15 семей из Южно-Сахалинска. А саму выставку посетили коллекционеры из Москвы, Хабаровска.
На сей раз, в канун дня рождения художника, нас пригласили в галерею на «Встречу с Гиви».
Своего рода изюминкой выставки стали ранние работы творца. В частности, любовно и бережно отреставрированная местными умельцами картина «Огоньки».
Вводя нас в мир художника, искусствовед Раиса Горохова была эмоциональна.
– Когда-то я тоже пробовала заниматься живописью, – сказала она. – И первый раз выставлялась с портретом «Девушка в голубом» вместе с этим мэтром. Меня Гиви, конечно, поразил. Это был настолько яркий, мощный художник, в его творчестве есть что-то от импрессионизма…
Моя девушка в голубом так потерялась на фоне Манткава, что я потихоньку отошла от живописи. Поняла: для того, чтобы творить, нужно отдаваться этому полностью! Далее мой путь лежал в искусствоведение.
Выставка Гиви каждый раз – открытие. Радость. Посмотрите сегодня на представленные работы. Это «Огоньки» 50-х годов. Тех годов, когда молодой Манткава приехал на наш остров и стал открывать для себя Сахалин. Столько времени минуло, а мы продолжаем узнавать, казалось бы, давно нам знакомого Гиви! И не перестаем удивляться…
Непременно обратите внимание на портрет нивхской девушки, который исполнен пастелью, теплыми цветами. Для меня это – северная мадонна. Работа выполнена с натуры, реалистична. Но в ней столько тепла, нежности, одухотворенности. Я каждый раз волнуюсь, когда смотрю на нее.
В творческой биографии художника множество иллюстраций к книжным произведениям, но они как-то теряют живость восприятия на фоне картин. Поэтому мы всегда с радостью приходим на встречу с Гиви. Здесь можно увидеть его подлинное лицо, неповторимый почерк мастера. Ритм его сердца чувствуется в каждой работе.
Прекрасны и портреты в стиле ренессанс – тоже теплые, в технике гуаши.
Период творчества Манткава – это господство в искусстве реализма, но он сумел и в это направление вдохнуть свое отношение к жизни. В каждой работе – мощь, сила. В каждом штрихе видна необузданная натура художника.
Гостями вернисажа стали почитатели таланта Гиви, журналисты. Пейзажист, портретист, график, он умел сочетать в своем творчестве мотивы двух дорогих его сердцу мест – Грузии и Сахалина. И эта его любовь – в каждом штрихе каждой картины.
Примечательно, что 21 произведение заслуженного художника России было представлено в этом году в Санкт-Петербурге, в государственном Русском музее. В их числе и портреты нивхов (гуашь).
Галерею связывает тесная дружба с домом детского творчества областного центра. Сюда постоянно приходят школьники: около 200 работ художника используется как предмет для проведения мастер-классов. В самом доме творчества проводятся выставки детских рисунков «Как Манткава». Оттачивают перья юные журналисты, «Интервью с картиной» - один из любимых ими жанров. Ребята пишут и критические отзывы – есть интерес у подрастающего поколения к живописи мэтра.
Сейчас несколько картин Гиви Манткава на время поменяли прописку и перебрались в Тымовский краеведческий музей. Вскоре там откроется выставка, представлять которую будет Лина Аверичева.
Возможно, когда-нибудь Манткава доберется и до Охи.
Лариса Пустовалова
Фото Анны Ковальчук
Требует подтверждения