Сотрудники Главного управления МЧС Росси по Сахалинской области вспоминают события 22-летней давности, когда 28 мая 1995 года в 01.04 произошло одно из самых разрушительных и трагичных землетрясений на Сахалине – Нефтегорское. Его неожиданность, большие жертвы, огромный ущерб определили масштабность этой трагедии.
Землетрясение в Охинском районе унесло жизни более 2000 человек. С лица земли исчез целый населенный пункт. В результате толчков рухнули 17 панельных пятиэтажных 80 квартирных домов, здания и сооружения социально-бытового и культурного назначения – школа, клуб, котельная, столовая, пекарня, здание управления «Востокнефть», были повреждены многие дома частного сектора.
По некоторым оценкам, только в Нефтегорске экономический ущерб от разрушения зданий и объектов инфраструктуры достиг 400 млрд. рублей (в ценах 1995 года).
Впервые со времени Спитакского землетрясения 1988 года в Армении была развернута такая масштабная и самоотверженная работа спасателей, организаторов помощи пострадавшим, ученых.
В оперативную службу МЧС информация о землетрясении поступила от Минобороны России в 17.46 28 мая 1995 года. В 17.50 о факте землетрясения доложили оперативные дежурные Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сахалинской области. Так как связь с Нефтегорском была прервана в результате землетрясения, оказалось невозможным оперативное получение данных о масштабах стихийного бедствия, что, безусловно, явилось причиной задержки в развертывании аварийно-спасательных работ в зоне возникшей чрезвычайной ситуации.
После доклада министру уточненных данных по возникшей чрезвычайной ситуации, он принял решение о переводе министерства с 04:40 на чрезвычайный режим функционирования и о вылете оперативной группы МЧС России, группы спасателей МЧС России и представителей Минтранса России и Федеральной миграционной службы на Сахалин. Меньше суток потребовалось Министерству по чрезвычайным ситуациям России, чтобы перебросить на Сахалин свои подразделения и развернуть полномасштабную их работу.
Именно в Нефтегорске сахалинцы в полной мере смогли представить оснащенность и возможности профессиональных спасателей, тогда еще самого молодого российского министерства. И умение руководить в экстремальных ситуациях главы этого ведомства Сергея Шойгу. Уже через три часа после его прибытия в Нефтегорск там работал качественно новый штаб, который имел в своем распоряжении пять независимых линий связи, в том числе две специальные и космическую, всю необходимую в такой ситуации технику. Стационарной электроэнергии в городе не было до 3 июня, поэтому приборы обеспечивались энергией от передвижных электростанций.
К месту трагедии постоянно перебрасывалось все необходимое для проведения спасательных операций. Достаточно сказать, что за 14 дней спасательных работ аэропорт Южно-Сахалинска принял 50 самолетов Ил-76 МЧС России, доставивших из Раменского под Москвой на остров различные грузы и технику. А были еще самолеты из Читы, Улан-Уде, Хабаровска. Подсчитано, что за время ликвидации последствий нефтегорского землетрясения было совершено 544 вылета воздушных судов.
Всего в спасательных работах принимали участие более 1000 человек. Кроме профессиональных спасателей, нефтегорцам на помощь пришли военные, горноспасатели Сахалина, Хакасии, Тувы, Бурятии, Курганской, Челябинской, Тюменской, Камчатской и других областей, а также бригады, сформированные из работников «Сахалинморнефтегаза», и многие другие.
Одним из первых к месту трагедии прибыл Сахалинский поисково-спасательный отряд под руководством Евгения Кропалева. Островные спасатели работали круглыми сутками, без специальной техники, зачастую просто голыми руками разбирали завалы, доставая живых и мертвых. Ночами жгли костры, освещали участки подручными средствами. И работали, прислушиваясь к стонам под плитами. Передышки не было ни для кого. К вечеру 28 мая в Нефтегорске уже работали сотни человек и десятки единиц техники. Благодаря героизму людей, удалось сохранить сотни жизней.
– Нефтегорск стал серьезным испытанием для всех. Те, кто слабее, – ломались, уходили. Это нормально. Защитная реакция психики, – рассказал врио начальника Сахалинского поисково-спасательного отряда имени Полякова – филиала ДВРПСО МЧС России Валентин Желонкин. – Мы прибыли в Нефтегорск часов через 12 после группы спасателей из Хабаровска. В первой шеренге идти было страшно. Срабатывал инстинкт самосохранения. Техника поднимает плиту, а потом уже мы, спасатели, идем с ломами, кирками, лопатами. И неизвестно, что ты там под плитой найдешь – живого или нет. Чаще там было «нет»… Как могли, оттаскивали плиты, руками, ремнями, искали выживших, спасали живых.
Всего в поисково-спасательных работах от МЧС России было привлечено 16 поисково-спасательных служб, девять сводных мобильных частей отрядов частей ГО общей численностью до 600 человек.
За весь период аварийно-спасательных работ силами поисково-спасательных служб и частями гражданской обороны из-под завалов были извлечены 2364 человека, в том числе 406 живых.
Сегодня на месте бывшего поселка нефтяников расположен кладбищенский мемориальный комплекс и часовня. Ее звонница напоминает о безвинных жертвах стихии.
По материалам газеты «Губернские ведомости»
Фото: Виталий Аньков
Требует подтверждения