С 1 апреля увеличены штрафы за задержку рейсов и просрочку доставки багажа до 100 рублей за час простоя. Ранее сумма компенсации составляла 25 рублей в час. Как сообщает «Российская газета», в экспертном сообществе считают, что компенсация за задержку хоть и увеличена, но все равно не соответствует рыночным реалиям.
Согласно изменениям, если задержка рейса произойдет из-за неисправности самолета или независящих от перевозчика обстоятельств, получить деньги за потерянное время не получится. Кроме того, итоговая выплата не будет превышать 50 % стоимости билета.
«Компенсация должна вырасти и не ограничиваться половиной от стоимости билетов. Скорее, она должна составлять не более 100 % от цены полета, то есть вырасти примерно в два раза. Тогда ситуация точно поменяется», — отмечает председатель Общественного объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов.
Он добавил, 900 рублей при ожидании рейса в 8–9 часов совершенно несопоставимо с теми затратами, которые пассажир несет из-за задержки рейса.
«Конечно, компенсация выросла, но она ничтожно мала и не соответствует абсолютно никаким рыночным реалиям в текущей ситуации», — полагает эксперт.
Вступивший в силу законопроект о повышении штрафов был одобрен в 2023 году. Ранее исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечал, что оценивает изменения как позитивные для защиты авиапассажиров, но считает, что прописывать конкретную сумму ущерба в федеральном законе нерационально из-за инфляции.
Право пассажира на возмещение причиненного ущерба в полном объеме и так гарантировано сейчас Гражданским кодексом, добавляет он. Правда, доказывать заявленную величину ущерба придется самостоятельно, а штраф из расчета 100 рублей в час – это та сумма, которую пассажир получает автоматически, для этого нужно просто предоставить информацию о задержке рейса. Эксперт напомнил, что в Федеральных авиационных правилах четко прописаны условия ожидания, которые авиакомпании должны обеспечить своим пассажирам.
«При задержке от двух часов путешествующие самолетом имеют право на пару звонков или отправку сообщения по электронной почте за счет авиакомпании. При продолжительности задержки рейса до четырех часов предоставляются прохладительные напитки, а при большей продолжительности задержки пассажирам раздадут горячее питание. Наконец, при самой длительной задержке – восемь и более часов, либо шесть часов в ночное время, предоставляется бесплатное размещение и трансфер до отеля», — рассказывает Олег Пантелеев.
Он также добавил, что пассажиры могут возместить ущерб и опираясь на положения Гражданского кодекса.
«Если перевозчик оказал некачественную услугу, задержка рейса может рассматриваться как основание для истребования компенсации от компании. Понесший затраты пассажир может получить чеки из магазинов или гостиницы и обратиться в авиакомпанию с требованием компенсации понесенных расходов, — комментирует эксперт. — Если авиакомпания не соглашается, она может предложить какие-то альтернативные варианты компенсации, однако при этом у пассажира сохраняется возможность обращаться в суд и требовать возмещения ущерба, причиненного в связи с задержкой рейса, в полном объеме».
Олег Пантелеев также отметил, что назначать величину штрафа в абсолютном исчислении нерационально, поскольку 100 рублей в час благодаря инфляции быстро обесценятся, и тогда придется заново менять весь федеральный закон. Поэтому было бы проще высчитывать сумму компенсации ущерба, исходя из доли от МРОТ или стоимости авиабилета, считает эксперт.
Источник:
Российская газета