Текущая оценка стоимости строительства моста на Сахалин, реализацию которого весной поддержал президент Владимир Путин, составляет 800–900 млрд руб. Но «настоящая оценка» будет только тогда, когда будет проект. Об этом в интервью РБК сообщил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Речь о строительстве моста между материковой частью России и Сахалином власти обсуждают уже более десяти лет. В апреле 2024 года президент Владимир Путин на встрече с Лимаренко вновь напомнил о важности появления переправы.
В ходе беседы с РБК губернатор вспомнил вопрос президента о стоимости проекта:
«Я сказал, что тогда, когда делали предпроектные исследования, это было порядка 600–700 млрд рублей, сейчас оценки 800–900, потому что время идет и что-то меняется. Настоящая оценка будет тогда, когда будет проект».
Напомним, общая стоимость проекта, как отметил весной Валерий Лимаренко, состоит из двух примерно равных частей – самого моста и подходов к нему на островной и материковой территориях.
Губернатор не исключает, что стоимость перехода будет увеличиваться и дальше:
«Стоимость будет расти, если будет двигаться время вперед. Вы же знаете, как определяется стоимость: проектируется, определяется стоимость и говорится, что стоимость такая-то с учетом таких-то лет. Все. Значит, можно почитать концессионное соглашение на строительство моста — это не исключается вариант такой. Там будет включена ставка кредитная и время. И стоимость будет, соответственно, уже увеличена на эти параметры. То есть не бывает цифры твердой, как камень, и не меняющейся. Это в экономике по-другому так не бывает».
В реализации проекта Лимаренко не сомневается. Губернатор подчеркивает, что, «во-первых, принято политическое решение, и, во-вторых, развивается промышленность, и поэтому мост абсолютно логичен».
Потенциальных подрядчиков на строительство пока, по словам Лимаренко, нет, определяться исполнитель будет через конкурсную процедуру:
«Россия — это развитая страна, где есть много компаний, которые могут решить такую задачу. Во всяком случае, есть из кого выбрать».
При обсуждении в начале 2000-х годов проект перехода на Сахалин предполагал строительство примерно 580 км новой железной дороги со стороны Транссиба, 7,5 км самого железнодорожного и автомобильного моста через Татарский пролив, а также модернизацию железнодорожной сети Сахалина – порядка 870 км. В 2002 году правительственная экспертиза показала, что с технической точки зрения проект реализуем, а его стоимость оценивалась в $4,5 млрд.
Вновь вопрос о транспортном переходе на Сахалин был поднят на первом Восточном экономическом форуме в сентябре 2015 года, когда только вступивший в должность глава РЖД Олег Белозеров говорил, что «это очень реальный проект в недалеком будущем».
В июле 2018 года Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о строительстве моста, который связал бы остров Сахалин с материком, а в сентябре того же года он также поручил подсчитать, достаточно ли будет грузов, чтобы стройка моста оказалась окупаема.
В октябре 2019-го Белозеров говорил, что мост на Сахалин может быть построен до конца 2035 года, а технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение «трех недель — месяца».
В 2020-м специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что с экономической точки зрения мост на Сахалин не нужен.
«С точки зрения психологии мост нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики — нет. Для этого моста нет грузов», — сказал тогда Иванов.
Источник:
РБК