Уголовное дело, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Д. по факту гибели подростка от удара током в Охе, возвращено на дорасследование. Оно было направлено в суд 1 декабря, однако, по мнению судьи, в нем есть ряд непроясненных моментов. История действительно запутанная.
4 декабря 2017 года Sakh.com сообщал о том, что в Охе будут судить предпринимателя, который обвиняется в причинении 15-летнему подростку смерти по неосторожности. Трагедия, напомним, произошла вечером 25 февраля на территории бывшего пивзавода. Подросток, перелезая через забор трансформаторной подстанции, взялся за незащищенный электрический провод и погиб. Его попытался спасти 11-летний друг, который получил повреждение рук.
На следующий день после происшествия охинский следственный отдел возбудил уголовное дело по части 1 статьи 109 УК РФ. Сегодня, спустя почти год, виновный в смерти подростка до сих пор не определен.
В редакцию ИА Sakh.com обратился юрист, представитель компании "Лидер". Он не хочет, чтобы звучало его имя, но при этом охотно рассказывает многочисленные известные ему подробности. Правда, делает это слишком эмоционально, с претензиями и оскорблениями в адрес предпринимателя Д., а также с обвинениями в коррупции охинской администрации.
И компания, принадлежащая Д., и "Лидер" базируются на территории бывшего пивзавода, где произошла трагедия. Обе эти фирмы, по словам представителя комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике охинской администрации, имели договор на пользование злополучной подстанцией. Но на момент происшествия "Лидер" за неуплату был отключен от электроэнергии.
Именно на это и упирает сейчас представитель "Лидера", говоря о непричастности своего нанимателя к смерти подростка. Он утверждает, уголовную ответственность за случившееся хотят перекинуть с Д., в отношении которого возбуждено дело, на директора "Лидера". Для этого, уверяет юрист, спустя почти год провели еще одну проверку подстанции, на данный момент уже отключенной и неработающей, и нашли нарушения, которые инкриминируют "Лидеру". Представитель компании сильно сомневается в обоснованности этих обвинений и, чтобы дать полное представление о том, как развивалась история, возвращается к событиям августа 2016 года.
Тогда, рассказывает юрист, администрация Охинского района в нарушение технологического регламента правил эксплуатации электроподстанций незаконно передала подстанцию на территории бывшего пивзавода в управление Д. Срок управления составлял 11 месяцев. Д., по словам юриста, обеспечивал электроэнергией свое личное помещение — здание сауны, не являющейся имуществом администрации. Чтобы никто не проникал на территорию, предприниматель установил вокруг подстанции металлический забор. Через него и перелезал подросток, вместе с друзьями игравший в прятки (версия следствия) на этой территории. А поскольку забор был поставлен прямо под оголенным проводом (он находился в 55 сантиметрах от забора), это привело к беде.
Стоит сразу добавить, что Д. опровергает свою причастность к возведению забора. По его словам, ограждение стоит в этом месте давным-давно, чуть ли не десять лет. Обратившийся в редакцию юрист тем временем настаивает — он своими глазами видел, как Д. с помощниками ставил забор под опасным проводом.
— Ответственным за подстанцию с 2015 года являлся "Лидер", — говорит Д. — Потом получилось так, что в подстанцию был открыт вход, имелся свободный доступ. "Лидер" не мог почему-то закрыть двери. Мэрия решила заключить со мной договор на безвозмездное пользование подстанцией, чтобы я прекратил туда доступ. Только и всего. К самому электрооборудованию я не имел отношения. Доступ я прекратил, никто внутрь подстанции за этот год не попал. Но забор, через который пытался перелезть подросток, я не строил. У этого человека (представителя "Лидера" — ИА Sakh.com) бурная фантазия. Воздушная линия принадлежит "Лидеру". У нас же был договор только на обслуживание помещения подстанции.
Сейчас, добавляет Д., он подключен к другому источнику электроэнергии и данной подстанцией не пользуется. Она вообще отключена и обесточена с 17 июля прошлого года.
В отношении Д. проверка была проведена вскоре после трагедии, а в отношении "Лидера" — только недавно. Это, по мнению представителя КУМИ, произошло потому, что на момент гибели подростка "Лидер" был отключен от энергоснабжения за неуплату. Но поскольку договор на пользование подстанцией у него все же имелся, Ростехнадзор решил проверить и его тоже.
— Изначально была запланирована проверка и меня, и "Лидера" по поводу эксплуатации электрооборудования. В марте меня проверили, а его нет. В документах на проверку "Лидера" было неправильно указан ИНН, из-за этого все затянулось. Вообще эта неточность устраняется быстро, но ее почему-то не устранили, хотя ребенок погиб, это можно было сделать поскорее. Мне через три месяца предъявили обвинение, не проверив перед этим второго пользователя подстанции. Следствие занималось только мной. Я пытался почти год добиться, чтобы его тоже проверили, и в январе это произошло. Это абсолютно нормальная, законная проверка, которая состоялась по распоряжению главного управления Ростехнадзора. Специалисты областного управления приехали в Оху, все осмотрели и составили акт. А "Лидер" теперь упирает на то, что проверка незаконная и что в этом акте неверная информация, — рассказывает Д.
Представитель "Лидера", кроме всего прочего, уверен, что проверку на компанию "наслали" не потому что она действительно была нужна. Она стала следствием договоренностей по знакомству, каких-то скрытых от глаз, но крепких связей между депутатами, чиновниками и прочими заинтересованными лицами.
— Мне известно, что некая группа жителей Охи с подачи Д. вышла на депутата Госдумы, который раньше проживал в Охинском районе, — говорит адвокат руководителя "Лидера". — Этот депутат обратился к бывшему прокурору Охинского района Владимиру Минигораеву, который сейчас является первым заместителем прокурора Сахалинской области. Он через Ростехнадзор затребовал, чтобы была проведена внеплановая проверка "Лидера". На тот момент подстанция уже была отключена по нашему требованию. Приезжали два инспектора государственного энергонадзора, 12 января они провели проверку. Везде в документах, которые они составили, в качестве ответственного лица указывается компания "Лидер". Именно на нее возложено устранение выявленных нарушений, несмотря на то, что по договор на энергопотребление "Лидер" уже давно не получает электроэнергию.
По словам юриста, специалисты КУМИ подписали документы, в которых говорится, что подстанция закреплена за "Лидером". Таким образом, суд хотят ввести в заблуждение.
— Все перевернули с ног на голову. Все знают, что эта подстанция находится в ведении администрации Охинского района, есть документы соответствующие. Но повесить вину пытаются на нас. Я звонил нынешнему мэру Сергею Гусеву, пытался воззвать к разумности, пытался убедить его повлиять на ситуацию. Мне, говорю, принципиально, что девчонки (им лет по 37) остались без единственных сыновей. У одной этот ваш предприниматель отнял сына, у второй теперь сын калека. Вы, говорю, прекрасно знаете, что саботируется судебное следствие. Не поверите, какое мне в течение восьми месяцев пришлось проявлять упорство, чтобы было возбуждено уголовное дело в отношении Д. А теперь начинается тянучка и увод обвинения от этого ИП. Уголовное дело сейчас вернули, чтобы задробить, рассыпать. Пытаются доказать, что эта подстанция была не под управлением Д., что он к ней вообще не имеет отношения, что никакого договора между ним и администрацией не было в природе, а во всем виноваты мы, — говорит представитель "Лидера".
При этом "Лидер" просит администрацию передать ему подстанцию для безвозмездного пользования. Он хочет провести ревизию объекта и, если понадобится, его ремонт, чтобы эксплуатировать его в безопасном режиме.
По словам представителя КУМИ, адвокат "Лидера" ведет себя некорректно: чтобы снять с себя подозрения, он всех поливает грязью, заявляет, что между экс-мэром Охинского района Александром Шкрабалюком и Д. существовали коррупционные отношения, именно поэтому последний и получил подстанцию в безвозмездное пользование.
Точку в деле предстоит поставить суду, куда уголовное дело будет передан после дорасследования. Сколько оно будет длиться, неизвестно.
Требует подтверждения