Ближайшие несколько лет будут решающими и непростыми для аэропортов центральной и северной частей Сахалина, присоединенных к воздушной гавани Южно-Сахалинска в декабре 2016 года. Как рассказал гендиректор объединенного авиапредприятия Никита Полонский, за полтора года совместной работы удалось решить целый ряд критических вопросов и в целом подтянуть уровень оснащения воздушных гаваней до стандартов авиационной и пожарной безопасности. При этом, заметил он, остается ряд критичных проблем, решение которых должно стать основной задачей ближайшего времени.
Например, в Охе необходимо в срочном порядке приступить к строительству новой взлетно-посадочной полосы — существующая ВПП коротка (всего 1300 метров), кроме того, значительно деформирована.
— Она может не пройти обязательную сертификацию, и тогда полеты в Оху просто запретят. Ситуация такова, что если не начнем строить полосу в следующем году, то аэропорту в городе нефтяников останется жить год или полтора. У нас уже есть проект, прошедший главгосэкспертизу. Все упирается в логистику — примерно половину цены плит ПАГ-14, которыми предполагается выложить взлетку, добавляет доставка, — рассказывает Никита Полонский. — У нас есть четкое указание от правительства области вести подготовку к строительству, сейчас идет оформление передачи денежных средств. Если на следующий год стройка начнется, нам, вероятно, удастся убедить сертифицирующие органы, что это временные сложности. За 2019 год, я надеюсь, мы сможем построить полосу в 1600 метров, как в Ногликах, достаточной прочности и надежности и сертифицировать ее в соответствии со всеми правилами.
Лучше ситуация в Ногликах — построенная 10 лет назад инфраструктура постепенно ветшает, но ближайшие несколько лет должна выдержать. Тут, впрочем, тоже не обошлось без сюрпризов, рассказал Полонский: полоса и здание аэровокзала в северном поселке строились на средства инвесторов ("Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи") и не были должным образом оформлены в собственность Российской Федерации или Сахалинской области — в течение 10 лет сооружения фактически висели в воздухе.
— Из-за этого аэропорт не платил налоги, не начислял амортизацию. Мы сейчас оформлением занимаемся, этот процесс идет. Уже через два года надо будет полосу ремонтировать, а сегодня они к нам обращаются, что надо технику закупать. Но, вы понимаете, что без собственности ничего этого нельзя делать по закону. Хотя, конечно, из-за отсутствия на балансе объектов аэропорту хорошо жилось — все заработанные деньги фактически только на зарплату тратились. Так что в этом году финансовые результаты, несмотря даже на интенсивные полеты, будут скромные. Дай бог сработать в ноль, — рассказал Полонский.
Относительно беспроблемным сегодня на фоне северных коллег выглядят аэропорты в центре Сахалина. В Шахтерске в прошлом году уже провели ремонт ВПП. Она в 2017 году пришла в такое состояние, что о прекращении полетов заговорили в "Авроре". Но сейчас воздушная гавань работает, у нее вполне ясное будущее — Шахтерск остается мегаважным для курильского направления запасным аэродромом, в поселок продолжают на регулярной основе летать рейсы из Хабаровска.
— Перспективы для нас вполне понятные, — подытожил Никита Полонский.
А вот аэропорт Зональное в Тымовском районе, вероятнее всего, вскоре выйдет из состава единого авиационного предприятия — сегодня там не ведется никакой коммерческой деятельности, оттуда и туда не летают пассажиры, а единственным заинтересованным лицом в работе гавани остаются подразделения авиалесоохраны.
— Там тоже есть вопросы по оформлению собственности. Сейчас мы их решаем. Идут переговоры с минлесхозом областным о передаче в ведение их учреждений этой воздушной гавани. Я надеюсь, что в мае мы этот вопрос решим. Это было бы выгодно и нам, и авиалесоохране — сейчас они базируются в трех местах, в том числе в Зональном, где-то за забором. А это три комплекта сторожей, кочегаров. Территория аэропорта позволяет все подразделения разместить, это самый центр острова, достаточно удобная позиция с точки зрения контроля лесов, — объясняет стратегию Полонский.
Аэропорты острова Сахалин были переданы в собственность области в 2013 году — соответствующий указ подписал президент страны Владимир Путин. В конце 2016 года на базе островных аэропортов появилось единое акционерное общество — все воздушные гавани острова были присоединены к АО "Аэропорт Южно-Сахалинска", расположенному в Хомутово.
Требует подтверждения