В 2024 году МВД зарегистрировало почти 486 тысяч случаев онлайн-мошенничества, суммарный ущерб от действий кибераферистов вырос на 36 процентов, до 200 млрд рублей. Новыми рисками для граждан оборачивается и удобство маркетплейсов и мессенджеров.
Как рассказал первый заместитель председателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин, мошенники начали применять новые схемы кражи денег. Одна из них — обман с курьерской доставкой. Злоумышленники звонят покупателям и представляются сотрудниками службы доставки или пункта выдачи заказов крупного маркетплейса, обещают доставить заказ на дом. Для убедительности мошенник зачастую называет безошибочно имя и адрес потенциальной жертвы. Знание персональной информации создает ложное доверие: если звонящий называет ваше имя и адрес, легко поверить, что это действительно курьер из пункта выдачи.
После краткого разговора лжекурьер просит совершить какое-то действие под предлогом доставки, чаще всего — назвать код из СМС. Предлог может звучать правдоподобно: «Подтвердите вашу личность кодом, чтобы курьер смог вам вручить посылку» или «Подтвердите переадресацию доставки, назвав код». Получив код, человеку перезванивает второй мошенник, представляется сотрудником службы безопасности или полиции и сообщает, что якобы произошел взлом вашего аккаунта на «Госуслугах».
Вторая резонансная схема мошенничества появилась в мессенджерах, прежде всего в Telegram. Злоумышленники стали рассылать массовые сообщения (нередко голосовые, для убедительности) от имени крупных маркетплейсов с предложением подработки — якобы платить деньги за простые действия, например за проставленные лайки в интернете. Первое время доверчивые граждане действительно получают небольшие суммы денег за свою «работу», однако вскоре их могут попросить выкупить товар за свои средства ради повышенного вознаграждения. Получив оплату, мошенники исчезают.
Россиянам напоминают:
Источник:
Парламентская газета