Жители России стали экономить на алкогольной продукции. В первом полугодии 2017 года россияне купили на 40% меньше шампанского, на 20% — водки и на 17% меньше вина. По мнению экспертов, алкоголь становится дороже из-за повысившихся акцизов на продукцию, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на газету "Известия".
С начала года вся информация по алкогольной и спиртосодержащей продукции выгружается из Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Так, по данным РАР за январь — июнь 2017 года, розничные продажи водки составили 318 млн литров, что на 20% ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Падение продаж также наблюдается и в других категориях. Игристые вина упали на 40%, до 63 млн литров, тихие — на 15%, до 223 млн литров. При этом рост продаж наблюдался у винных напитков — на 10%, до 127 млн литров.
Директор по коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова сообщила, что в 2017 году продажи алкоголя действительно снизились — это касается водки, вин и шампанского. По ее словам, продажи водки упали в наименьшей степени.
"Если говорить о винах и шампанском, то наибольший спад продаж пришелся на импортируемую продукцию. Продажи шампанского, произведенного во Франции в провинции Шампань, сократились на треть. В то же время покупатель переориентировался на более дешевые винные игристые напитки, продажи которых прогрессируют по сравнению с продажами прошлого года", — уточнила она, добавив, что падение продаж алкоголя связано с повышением цен из-за роста акцизов.
Мария Курносова также отметила, что традиционно в России потребление качественного вина составляет 2 литра на душу населения в год, тогда как в Европе — более 20 литров.
"Цена ошибки при покупке неизвестного вина слишком высока для большинства покупателей, они предпочитают не рисковать: либо брать уже проверенные бренды вин, либо брать крепкий алкоголь", — пояснила она.
В Metro Cash & Carry также сказали, что в продажах водки и игристого вина замечено снижение — указанный Росалкогольрегулированием тренд прослеживается, но при этом повышается реализация вин.
В Ассоциации производителей игристых вин напомнили, что в конце прошлого года акциз на шампанское был увеличен на 10 рублей за литр. Это сказалось на спросе — для покупателя имеет значение каждый рубль, сказали в ассоциации.
"Потребители до сих пор продолжают употреблять крепкие алкогольные напитки и не переходят на легкие, как это обычно случается в такие времена года, — добавил собеседник газеты. — Плюс к этому на спросе сказывается конкуренция с винными напитками, которые почти в два раза ниже по цене, чем шампанское".
Глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович сказал, что на вине потребители экономят, переходя на более дешевые винные напитки. Он также подчеркнул, что не способствует продажам вина и холодное лето.
Разницу в цифрах можно объяснить и обновленной методикой расчета показателей, сказали в Росалкогольрегулировании. РАР использует данные деклараций и ЕГАИС, которые пока не учитывают сельскую розницу: систему в нее внедрили лишь с 1 июля 2017 года. Кроме того, в ЕГАИС не фиксируются и данные о продажах организаций розничной торговли при оказании ими услуг общественного питания.
Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя по итогам 2016 года оценивал, что на продажи крепкого алкоголя в селах пришлось до 17% от общего объема реализованных в стране напитков. При этом в большинстве населенных пунктов нет стационарных магазинов.