Большая остановка железнодорожного сообщения, которая ждет Сахалин нынешним летом, несмотря на официальное признание своего существования региональными властями, остается достаточно туманной.
Как удалось узнать ИА Sakh.com, пока в деле реконструкции шести десятков километров рельсошпальной решетки остается очень много проблем и вопросов: кто и как будет перешивать дорогу, как обеспечить движение пассажиров и грузов по Сахалину, чем займутся "высвобожденные" на время остановки сотрудники сахалинских подразделений РЖД. Пока конкретных ответов ни на один из них нет. При этом, вероятно, летняя остановка движения ожидает жителей острова и в следующем году. Хорошая новость: паромы на время "перешивки-2018" обещают пускать по расписанию.
Летом Сахалинскую область ждет операция по ремонту 52 километров путей и 32 мостов, расположенных на различных участках островной железной дороги. Из-за этой операции впервые в современной истории области произойдет тотальная остановка движения на всем протяжении путей — и в пригородном, и в дальнем сообщении.
Причиной остановки оказалась тотальная нехватка тяги — сегодня в Сахалинской области в среднем работают 15-18 локомотивов ТГ-16 и ТГ-16М, способных перевозить пассажиров и грузы в дальнем следовании, а также достаточно изношенный парк пригородных поездов, часть из них старые японские. Поэтому перед региональными железнодорожными властями существует дилемма: либо возить пассажиров и грузы по острову, либо задействовать всю имеющуюся тягу на работах по перешивке путей и выполнить требуемые из центра контрольные показатели.
— У нас примерно 17 миллиардов заложено на этот год на работы на путях. Это на самом деле колоссальный объем. И вызывает очень много вопросов, как все это будет сделано и какими силами. Необходимо завозить огромное количество материалов, готовить документацию. Но пока особого движения внутри ДВЖД не видно, поэтому, как это будет организовано, непонятно. Проблем очень много, но никто не хочет о них говорить открыто — низы боятся, а верхам пока не до этого, — сообщает источник Sakh.com в ДВЖД. По официальным каналам ведомство ситуацию никак не комментирует. — Почему принято решение об остановке? Да потому, что варианта два — либо перешиваться, либо возить. Третьего в условиях нынешнего состояния подвижного состава просто не дано.
Проблема и с дизельными пригородными поездами — например, уже во втором полугодии они могут встать в отстой. "Таскать" пассажирские вагоны на малые дистанции придется магистральным тепловозам. Обновлять тележки и тягу предполагается совместно с корпорацией развития Сахалинской области — уже достигнуто соглашение о выделении миллиарда рублей на закупку 152 современных тележек для вагонов, двух дизель-поездов и двух вагонов для перевозки маломобильных пассажиров.
Одним из основных вопросов летней остановки движения, которые решаются сегодня, остается перевозка пассажиров по острову — по сведениям, предоставленным пассажирской компанией "Сахалин", в 2017 году за три летних месяца было перевезено более 220 тысяч пассажиров в пригородном (100 тысяч) и дальнем (120 тысяч) сообщениях. Каким образом будет обеспечено движение всех этих людей на время остановки, непонятно — ни достаточного автобусного парка, ни мощной авиационной группировки, ни альтернативных видов транспорта на Сахалине сегодня нет.
В области в эти дни проходит ряд совещаний, посвященных проблеме организации пассажирских перевозок в летний период. Для этого, в частности, в регион прибыл начальник службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Фомичев. Он уже провел встречи с коллективом ПКС, контрагентами компании, а также руководством минтранса. По последним данным, для решения пассажирского вопроса в мае правительство области планирует провести конкурс на организацию перевозок автобусным транспортом, а также прорабатывается вопрос с авиакомпанией "Аврора" об организации на север острова дополнительных рейсов.
Сегодня железнодорожниками, добавили в ПКС, совместно с администрацией предпринимаются все меры для сохранения транспортной доступности населения Сахалинской области в период проведения работ по перешивке островной магистрали.
Наконец, за три месяца до остановки усиленно решается вопрос с занятостью сотрудников подразделений ПКС — часть людей, заметил и.о. гендиректора компании Дмитрий Акжигитов, возможно будет задействована в сообщении на участке Поронайск — Ноглики (в случае, если его не закроют), другие продолжат продажу билетов.
Остальных, неофициально сообщают корреспонденту Sakh.com в РЖД, отправят в отпуска или командируют непосредственно на пути. Пока этот вопрос также однозначно не решен.
— Будем на путях делать что-то, — сообщает источник Sakh.com в ДВЖД.
Еще одна неприятная новость — в следующем году движение также встанет. Это, вероятно, будет один из последних рывков, связанных с перешивкой — сахалинская железная дорога в своей узкоколейности перестанет существовать 1 июня 2019, а 1 сентября откроется ее ширококолейное будущее. Информацию об этом сегодня, на совещании с участием контрагентов и арендаторов ПК "Сахалин", подтвердил все тот же Сергей Фомичев.
Подготовку к перекрытию дорог сегодня ведут и в несвязанных напрямую с железной дорогой отраслях. Как сообщили в пресс-службе "Сахалинэнерго", энергокомпания была уведомлена об остановке движения загодя и планирует завершить завоз топлива и оборудования на свои станции до начала летней паузы.
В компании "Сахалинавтотранс", которая сегодня занята пассажирскими перевозки по большинству направлений между городами Сахалина, подтвердили переговоры о замещении выпадающих пассажирских мощностей. Но точной потребности в компании еще не знают — конкретики от РЖД к ним не поступило. Судя по данным ПКС, ежедневно до Ноглик и обратно поездами перевозится порядка 1300 человек. То есть для организации движения потребуется около 60 45-местных автобусов. А также оборудованные остановки с туалетами и местами питания на всем протяжении трассы. Где сахалинские предприниматели или власти смогут найти столько свободного транспорта (ведь стандартная загрузка, существующая вне зависимости от капризов железных дорог никуда не денется), остается только догадываться.
Оптимистично на планы РЖД, пожалуй, смотрят только в "Сахалинском морском пароходстве", обеспечивающем движение паромов на линии Ванино — Холмск. Как заметили в паромном отделе транспортного предприятия, никаких корректировок в движения судов на линии вводить не предполагают. В компании надеются, что перебоев с загрузкой судов не произойдет — ее обеспечит автомобильный транспорт, а также вагоны, которые РЖД будет переправлять на Сахалин для собственных нужд.
Очередной этап реконструкции железнодорожных путей на Сахалине стартует с 25 апреля по 1 октября. Предполагается, что перевод движения на общероссийские рельсы позволит сэкономить на покупке и обслуживании экзотичной для России узкоколейной техники. Кроме того, оживление процесса перешивки и реконструкции путей связывают с проектами по строительству моста на Сахалин, анонсированному президентом Владимиром Путиным летом прошлого года.
Требует подтверждения