29 июня в Охе жители некоторых домов, признанных аварийными, вышли на пикет против переселения в новостройки. Главный довод – низкое, по их мнению, качество построенного жилья.
Проблема не нова, жалобы «новоселов поневоле» отправлены в разные инстанции. Проверкой новостроя занимались специальные комиссии, прокуратура. Надзорный орган даже обратился с исковыми заявлениями в суд, разбирательство длится и по сей день.
Реакция на гражданский протест не замедлила себя ждать. В северный город для встречи с населением оперативно выехал министр строительства области Вадим Залозный. Редакция газеты попросила его пояснить ситуацию с переселением из аварийного жилья.
– Вместе с главой муниципального образования Сергеем Гусевым мы встретились с пикетчиками, состоялась персональная беседа с каждым, – рассказал глава ведомства. – Выслушали претензии. Кого-то не устраивает планировка, кого-то этажность. Есть замечания по поводу отделки жилых помещений. Но все это решаемо, мы заставляем подрядчика в разумные сроки исправлять огрехи.
Словосочетание «дома-убийцы», которое применяется порой в отношении новостроя, Залозный считает надуманным и неуместным клише. Виной всему – халатность выполняющих работу людей. Начиная с проектирования, строительства и заканчивая приемкой домов в эксплуатацию. Сейчас многое сделано для устранения претензий, это касается систем вентиляции, газоснабжения. Службой газа применены самые современные технологии (в частности, колонки с закрытой камерой сжигания). Решаются вопросы «по шумам» – приведение шумоизоляции в соответствие с нормами. Как раз по этому поводу глава минстроя запланировал очередную встречу в Охе с подрядчиками.
– Будет составлена детальная «дорожная карта» с конкретными сроками по устранению замечаний, – сказал министр. – В том числе и тех, по которым идет судебное разбирательство. Мы не можем ждать завершения тяжб. Но, повторюсь, все проблемы разрешимы.
Один из вариантов сглаживания конфликта Залозный, по его словам, предлагал еще в начале нынешнего года во время своего рабочего визита в Оху: дать возможность переселенцам из аварийного жилья выбрать по своему усмотрению квартиры либо на вторичном рынке, либо в строящихся домах, которые соответствуют требованиям сейсмики. Финансовые средства для этого, уверяет он, были и есть. Нужны только оперативность и ответственность муниципалов при реализации программы переселения.
– С каждым гражданином сейчас заключается соглашение, каким именно способом он будет решать свою проблему, – уточнил глава министерства. – По имеющейся у меня информации, охинцы активно включились в процесс. Главное условие – квартиры должны быть соответственного качества. И такие дома в городе есть. В августе мы уже приступим к приобретению жилых помещений при софинансировании областного и местного бюджетов. По ряду контрактов «в деле» участвует и федеральный бюджет, на эти цели выделялось около 4 млрд рублей. Достаточно солидные инвестиции были предусмотрены и в областном бюджете (порядка 20 млрд рублей) для реализации программы переселения.
А что с Тунгором? Отвечая на этот вопрос, Залозный отметил, что строительные объекты в поселке еще не введены в эксплуатацию. Имеют место быть замечания, но они все «понятные», да и возникли не вчера – претензии муниципальным образованием предъявлялись и весной текущего года. Процесс запущен, он под контролем ведомства, его глава на днях вновь выезжает в северный район, посетит и данный поселок, проведет совещание с подрядчиками и представителями райадминистрации, поскольку контракт муниципальный. Так что требуется расторопность и жесткий контроль со стороны местной власти.
Сроки ввода жилья в поселке точно не определены. 21-квартирный дом, полагает министр, может быть сдан в эксплуатацию к осени 2017 года. По 36-квартирному пока ясности нет. В них переселятся те граждане, которые желают остаться жить в Тунгоре.
Еще об одной особенности северного поселка, которую отметил Залозный. В Тунгоре много так называемых розыскников, люди поменяли место жительства, но где сейчас находятся, неизвестно.
– Мы сейчас «подбиваем» статистику, определяем, сколько человек фактически проживает в Тунгоре, в каких условиях, – сказал мой собеседник. – К розыску же «исчезнувших» граждан привлечены правоохранительные органы, паспортные службы. Нам нужна ясная картина для полноценной реализации программы переселения в качественное жилье. Да, с учетом пожеланий самих переселенцев. Человек так устроен, что ему – естественно – хочется жить в достойных условиях, вот люди и перебирают разные варианты. Все это понятно. Поэтому постараемся в каждом конкретном случае достигнуть согласия, а не втягиваться в судебные долгие разбирательства. В целом наша позиция такова. В Охинском районе нужно окончательно и бесповоротно завершить эту историю с массовым недоверием северян по отношению к качеству строительства. Уверяю, что есть надежные механизмы, которые реально препятствуют каким-либо злоупотреблениям в сфере строительства (нарушение градостроительного законодательства, браковые работы и так далее). Сегодня мы выстраиваем такую систему, чтобы избежать ошибок и проколов.
Лариса Пустовалова
Требует подтверждения