Спустя столетие после Октябрьской революции лозунг «Земля крестьянам!» подвергается значительным изменениям. Дальневосточный гектар в России предоставляют не только под сельскохозяйственные, но и другие цели: туризм, рыболовство и даже спорт, а его обладателями хотят стать представители самых разных профессий, слоев общества и даже иностранцы.
Например, голливудский актер Стивен Сигал, получив российское гражданство, планирует стать обладателем дальневосточного гектара в Приморье. О своих планах он заявил еще в 2015 году на Восточном экономическом форуме. О том, как американская звезда получает землю на российском Дальнем Востоке, расскажет новый проект телеканала «Россия 1». Телезрители в подробностях узнают обо всех этапах, которые предстоит пройти Сигалу: от выбора земельного участка до его оформления. Актер намерен построить там многофункциональный спортивный комплекс, где станет проводить мастер-классы и встречи со спортсменами. Кроме того, в планах строительство международного культурного центра с парком развлечений, гостиницами, музеем и выставочным центром.
Казалось бы, с такими силами есть надежда превратить российскую окраину в цветущий рай. Дальневосточный гектар «появился» как проект не только социально-экономического развития и демографического роста на востоке нашей страны, но и как инструмент геополитики для утверждения России на Тихом океане. Начиная с 1 июня 2016 года обладателями бесплатных наделов стали уже почти 20 тысяч человек. Из них в Сахалинской области, по данным на середину июня текущего года, дальневосточный гектар оформили около 4 тысяч человек. Всего же за год действия программы в уполномоченные органы островного региона для получения на его территории земельных участков было подано около 11 387 заявлений, причем 90 процентов заявителей – местные жители. По прогнозам Александра Галушка, главы Минвостокразвития, до конца нынешнего года его ведомство должно получить еще порядка 150 тысяч заявок.
Однако не все так радужно. Президент России Владимир Путин в рамках прямой линии сказал по поводу безвозмездного предоставления дальневосточного гектара следующее: «Неплохо, но есть проблемы». На тот момент из 92 тысяч заявок удовлетворены были только 27 тысяч. Тогда не очень понятно, откуда взялись цифры, озвученные Александром Галушка. Ведь по его данным в Сахалинской области участки оформили 99 процентов заявителей. Такой же показатель в Хабаровском крае, Еврейской автономной и Амурской областях. А на Чукотке и в Магадане положительный ответ получили все заявители.
Озвучил Владимир Путин и другую важную проблему. Она заключается в отсутствии нормальной кадастровой карты.
«Очень много ведомственной земли: и Минобороны, и Академии наук, и все, что связано с природоохраной. На бумаге одно, а на земле реально другое. Поэтому вам номер кадастровый выдали, начали проверять, а там наверняка какие-то несовпадения», – отметил глава государства.
Этот же вопрос наряду с другими поднимают и сахалинские эксперты. В этом материале мы предлагаем нашим читателям обобщенную информацию из бесед со специалистами по практической реализации программы «Дальневосточный гектар».
Для того чтобы приступить к такому масштабному проекту с далеко идущими последствиями для начала необходимо знать, сколько и какой земли мы имеем для предоставления будущим собственникам. Но этот вопрос проработан недостаточно. В продолжение слов Президента России нужно сказать, что данные спутника и федеральной системы сведений о дальневосточных землях не совпадают, их не хватает даже инвесторам. Между тем, власти рапортуют о готовности наделять всех желающих бесплатными гектарами. Как нам стало известно, Федеральная информационная система «На Дальний Восток», созданная для распределения бесплатных дальневосточных гектаров, показывала доступными для оформления даже земли… Японии.
Имеют место и другие проблемы. В свободном порту Ванино который месяц не утихают скандалы: чиновник и его ближайшее окружение оформили четыре земельных участка в зеленой зоне в самом центре поселка. Теперь жители пишут жалобы в прокуратуру и властные структуры. Но ответ приходит один: «Земли выделены по закону». Население в Ванино меньше 100 тысяч человек, следовательно, выдавать гектары в границах поселения можно. Между тем, местные предприниматели, отслеживавшие с первого дня свободные земли именно внутри поселка, их не обнаружили, и смогли получить участки лишь на окраине.
Жители нескольких сел в Корсаковском районе столкнулись с тем, что традиционные места выпаса животных были отданы под дальневосточный гектар. В результате им придется лишиться дополнительного подспорья в хозяйстве, а в некоторых случаях и основного заработка. При этом сельчане жалуются на то, что земли, которые свободны для оформления под гектары им, доступны только в сопках. А пасти коров в сопках – невозможно.
Не миновали проблемы и Охинский район. Напомним, что представители коренных малочисленных народов Севера, проживающих на севере острова, обращались к Владимиру Путину с просьбой о помощи. В том числе и с тревогой о том, что дальневосточные гектары выделяются в местах традиционного проживания и хозяйствования северных этносов. По их мнению, создается серьезная угроза существованию коренных народов.
А вот другие факты, подтверждающие несовершенство проекта.
– Сегодня нет проблем с оформлением гектара. Трудности возникают с инженерной и дорожной инфраструктурой. Чем дальше от населенного пункта, тем сложнее и дороже обеспечение теплом и электричеством, прокладка дорог, – рассказал председатель регионального объединения работодателей «Союз строителей Сахалина и Курил», эксперт ОНФ Владимир Лабай. – Можно бесплатно получить технические условия на подключение электроэнергии на 15 кВт, но по факту такую высоковольтную линию электропередач никто проводить не станет, так как пока электроэнергия дойдет до потребителя будут огромные потери напряжения, которые лягут на потребителя. На расстоянии всего 3 –5 км стоимость электричества может ощутимо возрасти. Если у вас на гектаре нет источника тепла, то не стоит рассчитывать на газификацию. Учитывая, что небольшому хозяйству необходимо столь же незначительное количество газа, никто специально к вам газопровод не проложит. Газпром обязан это делать только до населенного пункта, а внутрипоселковые разводки должны строить муниципалитеты за свой счет. У последних, как известно, денег нет.
С такими же трудностями приобретатель гектара столкнется при обеспечении водой, обустройстве канализации, подъездных путей и т.д. Чем дальше от населенного пункта, тем выше затраты. Все этого в итоге скажется на себестоимости продукции и ценах реализации. В результате реально используемые дальневосточные гектары будут максимально «жаться» к городам и поселкам.
Примечательно, что аналогичная ситуация складывается с земельными участками для многодетных семей. Их выделяют в чистом поле, где нет ни света, ни тепла, ни воды, ни дорог. Так происходит по всей стране. Многие выражают недоумение: почему, допустим, не выделять людям земли в расформированных или заброшенных населенных пунктах, где уже имеется хоть какая-то инфраструктура? Власти пытаются поправить ситуацию, но проблем меньше не становится.
Другому эксперту кажется непонятным то, что программа «Дальневосточный гектар» начала действовать год назад, а требования к освоению наделов Минвостокразвития разработает только, как обещают, в июле 2017 года.
По мнению Сергея Кима, руководителя крестьянского фермерского хозяйства «Остров», ситуация с дальневосточным гектаром напоминает раздачу паевых земель разорившихся в 1990-х годах коллективных хозяйств. Тогда мало кто из работников смог реально эксплуатировать такие участки, их затем в основном за гроши скупили крупные предприниматели.
– Я поддерживаю идею, заложенную в программе «Дальневосточный гектар», – отметил Ким. – С ее помощью Правительство России старается привлечь население на Дальний Восток. Мы рассчитываем, что таким образом у нас появится больше частных предприятий, собственников, которые будут способствовать укреплению нашего государства. Земля – это ценный актив при условии, если он находится в активных руках. Например, молодежь может себя реализовать с помощью данного проекта. В глобальном видении все правильно, но нужно спуститься на уровень житейской реальности и посмотреть на ситуацию глазами обычного человека. Особенно того, кто приедет осваивать гектар с запада нашей страны и не знаком с нашими условиями. Думаю, что не все, кто возьмет эту землю, смогут ее эксплуатировать. Нужно создавать необходимые условия – такие, как для территорий опережающего социально-экономического развития.
Однако государство не может обеспечить владельцев гектаров абсолютно всем, и так многое им предоставляется. Главное есть земля! Программа «Дальневосточный гектар» не обещала стать манной небесной и решить все трудности. Она рассчитана на энергичных и самостоятельных личностей, которым государство может только в чем-то помочь. Обладатели гектаров должны объединяться и совместно решать свои проблемы, скажем, на основе потребительской кооперации.
Даниил Панкстьянов
Фото:
Требует подтверждения