Рекламное объявление

ИП Ушаков Д.В, ИНН 650602217880

Erid: 2Vtzqw5brQe

Рекламное объявление

ИП Синица А.А., ИНН 280602472712

Erid: 2VtzqxUZCTH

Учитель Наталья Кочнева: "Успехи детей – это то, ради чего педагог идет своей непростой дорогой"

0
17:06
1.81K
Учитель Наталья Кочнева: "Успехи детей – это то, ради чего педагог идет своей непростой дорогой"

Учитель – это такой человек, через сердце и руки которого проходит каждый из нас. Именно от педагога во многом зависит, насколько мы будем знать тот или иной предмет, какой профессиональный путь выберем, какими людьми станем.

Но есть среди учителей совершенно особенные люди. В нашей жизни они остаются не только знаниями, но и теплом в душе и самыми добрыми воспоминаниями. В этом году, объявленном Годом педагога и наставника, мы будем о них рассказывать.

Наталья Валентиновна Кочнева — учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева. Работе с детьми она посвятила 44 года своей жизни. 

Наталья Валентиновна – педагог по призванию. И именно нам, ее бывшим ученикам, это известно как никому другому. Требовательная, строгая, но с неизменно добрым по-матерински взглядом и душой, открытой для каждого ребенка. Такой мы помним ее с детства, такой она остается и для нынешних школьников.

Наталья Валентиновна признается, что мечтала стать учителем с ранних лет. Будучи ребенком, часто играла в школу, где в роли учеников выступали ее братья и сестры. А когда подросла, твердо решила, что будет преподавать английский язык. 

В 1970-х в педагогических ВУЗах не готовили учителей по отдельным дисциплинам. В сельских школах не хватало педагогов, поэтому, выходя из института, выпускник получал диплом о возможности преподавания сразу двух предметов. Плюсом к английскому языку в педагогическом институте Южно-Сахалинска шла история. 

Правда, поступить на желаемый факультет нашей героине удалось только с третьей попытки. Каждый раз не хватало всего одного-двух баллов. Многие другие решили бы, что не судьба, и расстались бы со своей мечтой стать учителем. Но юная Наталья упорно шла к своей цели. Училась, готовилась и параллельно трудилась старшей пионерской вожатой в своей родной школе № 1.

В 1979 году ее мечта осуществилась. С дипломом о высшем образовании Наталья Валентиновна вернулась в родную Оху и привезла с собой еще одного молодого педагога – своего супруга.

— Наверное, иначе и быть не могло. Я не представляла себя ни в каком другом городе. В Охе я родилась, ей и хотела посвятить свою жизнь, — говорит собеседница.

Свой трудовой путь в качестве учителя Наталья Валентиновна начала там, где трудится по сей день. Как раз тогда было построено здание школы № 7, и коллектив школы № 1 в полном составе "переехал" в новые помещения. 

— Я тогда пришла в свой родной коллектив. С одной стороны, так мне было легче начинать работу учителем. С другой стороны – долгое время я чувствовала себя ученицей, — смеется педагог. — Как у любого молодого специалиста, у меня были трудности. Я еще не умела правильно отбирать материал и старалась все рассказать детям сама. Времени урока мне катастрофически не хватало, я просто тонула в материале. Но любые сложности мне помогали преодолевать мои мудрые наставники, педагоги, которые когда-то учили меня. 

Учитель истории и обществознания, на тот момент директор школы № 7, Эдуард Георгиевич Тищенко, учитель химии Раиса Тихоновна Лышко, завуч по воспитательной работе Людмила Викторовна Гуськова, учитель начальных классов Людмила Михайловна Бакулина, учитель математики Анна Даниловна Зубкова – все эти люди были и остаются для Натальи Кочневой эталоном учителя. 

— Асы, большие профессионалы своего дела. Они приняли меня с распростертыми объятиями и буквально по-родительски вели за руку. Анна Даниловна Зубкова тогда уже работала в библиотеке при методическом кабинете. Но каждая встреча с ней вселяла в меня уверенность, что я выбрала правильный путь. Такой мощной положительной энергией она меня заряжала. А из рук Людмилы Михайловны Бакулиной я получила в классное руководство своих первых пятиклашек. Это было очень ответственно. Нужно было соблюдать преемственность, на меня возлагались большие надежды, — вспоминает Наталья Валентиновна. 

Первый год работы в школе молодой педагог преподавала и английский, и историю. Но через некоторое время Наталья Валентиновна поняла, что ее предмет – это вовсе не английский язык, о котором она так мечтала, а история. Ее, по мнению начинающего учителя, было гораздо интереснее преподавать, и от детей на уроках было больше отдачи. К тому же в 1980 году Наталья Кочнева стала завучем по воспитательной работе, а это дополнительная нагрузка. Педагогу было непросто объять необъятное, и она сделала выбор в пользу истории. 

— Для учителя важно заинтересовать детей своим предметом. Поэтому на первых уроках в пятых классах я всегда предлагаю ребятам порассуждать, почему так важно знать историю. Говорю о том, что у каждого человека, у каждой семьи есть биография. А история – это биография нашей страны, написанная нашими родителями, бабушками, дедушками. Рассказываю, насколько важно знать историю своей Родины именно сейчас, когда ее пытаются переписать. Объясняю, что у любых явлений в настоящем – корни в прошлом. Об этом говорим и на обществознании. Я показываю детям римского бога Януса, два лица которого смотрят в прошлое и будущее. Чтобы понимать, как правильно построить наше завтра, нужно знать, что было вчера, — рассказывает педагог.  

Быть учителем непросто. Рабочий день человека этой профессии не заканчивается с завершением уроков. Каждый вечер штудируются учебники, составляются планы. А с появлением интернет-ресурсов учителя ищут информацию и там. И все для того, чтобы сделать уроки как можно более интересными и полезными, чтобы дать детям как можно больше знаний.

— Мои родственники всегда удивляются, что я столько лет работаю, а все еще готовлюсь к каждому уроку. Но иначе нельзя. Каждое поколение детей отличается от предыдущих, и информацию они воспринимают по-другому. Нужно снова и снова изучать учебники, а они постоянно переписываются, меняются программы. С 1 сентября этого года вновь вводятся новые федеральные образовательные стандарты. А это значит, что педагоги должны проходить соответствующие курсы. И это непрерывный процесс. Учителя не только учат, но и сами всю жизнь учатся, — говорит Наталья Валентиновна.

За те четыре десятилетия, что она посвятила образованию, школа претерпела значительные изменения. По мнению педагога, раньше школа была более стабильной. Теперь же образовательный процесс – это бесконечные тестирования, анкетирования, проверочные работы и новые программы, которые опережают выпуск учебников.

А еще современная школа активно цифровизируется. В этом, по мнению Натальи Кочневой, есть и плюсы, и минусы. С одной стороны – сегодня родителям не нужно приходить в школу и листать журнал, чтобы получить информацию об успеваемости ребенка. С другой стороны – это десятки разных площадок, на которых должен быть зарегистрирован педагог, внедрение дистанционного образования, которые связаны со множеством сложностей. 

Но педагоги понимают, что время не стоит на месте. 

—  Мой нынешний выпускник Павел Бархатов, очень увлеченный историей ученик, защитил проект "Телеграм-канал как современное средство, направленное на повышение интереса к изучению истории в старших классах образовательной школ". Когда он представил мне свою тему, я даже растерялась: как это – история в мессенджере? Но проект подтвердил свою актуальность. Старшеклассники активно подписывались на канал, куда выкладывались интересные факты из истории, то, чего не найдешь в учебниках. Таким образом ребята получали дополнительную информацию, проект имел успех, и это еще раз подтверждает, что подача материала детям должна меняться в соответствии с происходящими изменениями, — рассказывает Наталья Валентиновна. 

По ее мнению, современные дети отличаются так называемым клиповым мышлением. Они воспринимают информацию через короткие тексты, образы, ролики. Это очень заметно по текстам, которыми подростки общаются в переписке. Им сложно воспринимать объемные тексты, которые порой очень необходимы при подготовке к тем же экзаменам. И под эту особенность современного поколения педагоги тоже должны подстраиваться. 

Впрочем, ребенок в любые времена остается ребенком. По мнению Натальи Кочневой, психология детей не зависит от времени. Педагог всегда может и должен договариваться с учеником.

— В своей работе я всегда руководствовалась тремя "никогда": никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям ученика, никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности и никогда не допускать ощущения превосходства одного ученика над другими. Эти правила помогают мне находить с детьми общий язык. Подростки так устроены, что в коллективе бравируют друг перед другом. Но стоит пообщаться с ребенком один на один, поговорить с ним по душам, по-человечески, и он признает, что был не прав, все понимает, — говорит педагог.

Одними из главных качеств настоящего учителя Наталья Валентиновна считает справедливость и требовательность. Часто именно последнюю дети, особенно в среднем звене, воспринимают как нелюбовь к ученикам, называя педагога злым. Понимание, что требовательность – неотъемлемая часть учительского труда, приходит с годами. Чем выше спрос, тем лучше знания. 

С этим, безусловно, согласны бывшие ученики Натальи Кочневой, ее выпускники. Уже повзрослевшие ребята пишут своему учителю письма, благодарят за вложенные в них знания. Вот выдержка только из одного такого послания от бывшей ученицы: "Я часто вспоминаю вашу фразу: "За вами в институте никто бегать не будет". Так оно и оказалось. После такой привычной опеки школьных учителей чувствуешь здесь себя никому не нужным. Но все равно мне тут очень нравится. Особенно занятия по отечественной истории. Нет, я серьезно! Только благодаря вам я полюбила историю. И лектор по истории здесь мне сразу понравилась, т. к. ее манера преподавания похожа на вашу. Вы всегда давали нам много, но и требовали не мало! Наталья Валентиновна, огромное вам спасибо за все! Тут у меня проблем с историей не возникает. Была аттестация – у меня по истории "5". На семинарах рука у меня не опускается. И все это только благодаря вам!".

У каждого ученика Натальи Кочневой свой путь. Кто-то покинул школу после девятого класса, но до сих пор прибегает к своему учителю, чтобы рассказать о своих успехах в техникуме. Кто-то получает или уже получил высшее образование. Есть и те, кто связал свою жизнь с историей. 

Второй год в школе № 7 работает Руслан Шахинович Иманов, учитель истории и обществознания. За наставника у него – его бывший педагог Наталья Валентиновна. 

Работает в школе № 7 и Дмитрий Александрович Зенкин, классным руководителем которого когда-то была Наталья Валентиновна Кочнева. Он преподает географию и по совместительству является завучем.

Педагогический труд Натальи Валентиновны не раз был отмечен высокими наградами. В их числе – почетные грамоты Министерства образования РФ и Сахалинской областной Думы. Но, по признанию самого учителя, лучшей и главной наградой для нее всегда были успехи детей, их оценка ее труда. Это, говорит педагог, и есть то, ради чего учитель идет своей непростой дорогой.

Фото:
предоставлено собеседницей портала

Источник:

Оха65.ру

Уведомление

С 22.11.2023 комментарии и оценки могут оставлять только пользователи, которые прошли авторизацию/регистрацию на сайте.
Сергей
21:38
Здоровья крепкого, Наталья, долгих лет и дальнейших успехов в твоём благородном труде!!!

Счетчики

Яндекс.Метрика

Приложение