Врачи называют злоупотребление алкоголем и табаком, а также солью, сахаром и трансжирами одной из главных причин сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и сахарного диабета. Это побудило Минздрав разработать программный документ — «Стратегию формирования здорового образа жизни населения и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
Впервые в России могут появиться ограничения на продажу алкоголя и табака для граждан, не достигших 21 года, полный запрет на продажу спиртосодержащих суррогатов и разделение продуктов на вредные и полезные. Как стало известно «Парламентской газете», ФАС не согласовал текст Стратегии: антимонопольное ведомство, опираясь на позицию Российского союза промышленников и предпринимателей и общественной организации «Деловая Россия», сочло предложения по борьбе с курением слишком жёсткими и попросило предоставить исследования о вреде электронных сигарет и вейпов.
Есть у службы и альтернатива запрету на спиртосодержащие жидкости-суррогаты. По мнению ФАС, в них можно добавлять вещества, вызывающие рвоту. Также ведомство принципиально настаивает на отказе от введения акцизов на вредные продукты и резкое увеличение акцизов на алкоголь и сигареты. Сейчас Минздрав ожидает отзыва на документ от Минэкономразвития. Когда он будет согласован, то поступит на рассмотрение в Правительство, а после его утверждения будет назначена специальная комиссия, которая предложит пошаговый план работы, в том числе и законодательной.
Первая попытка представить Стратегию всем заинтересованным ведомствам была сделана в январе 2017-го. Однако документ вызвал нарекания и в ФАС, и Минэкономразвития. Их не устроила идея маркировки и введения акцизов на фастфуд, колбасы, чипсы и сладкую газировку, поскольку это предполагает, по их мнению, рост цен и ограничение конкуренции.
В январе 2018 года Минздрав представил новую версию Стратегии. Общий вектор в нём сохранился, а вот «расстрельный список» вредных продуктов, на которые следует ввести акцизы, стал куда менее конкретным. К таковым отнесли сладкие напитки и продукты с высоким содержанием соли. Их перечня пока нет, однако уже понятно, что речь идёт всё о тех же колбасах, чипсах и газировке. Кроме того, документ предполагает разработку рекомендаций для производителей полуфабрикатов, ограничивающие долю сахара, соли, насыщенных жиров и трансжиров «с целью вытеснения с рынка продуктов с их избыточным содержанием». Пока остаётся неясным, намерен ли Минздрав вытеснять торты и соленья — продукты, которые без избыточного количества сахара и соли просто не приготовить.
Что касается алкоголя и сигарет (в том числе электронных сигарет и вейпов) предлагается планомерно повышать акцизы на эти товары, а также зафиксировать запрет на их рекламу, в том числе и косвенную. Кроме того, ограничить продажу крепкого алкоголя и сигарет гражданам старше 18 лет, но не достигших 21 года. Уточняется, что речь идёт о продаже «в местах массового проживания, отдыха, работы и учёбы» молодых людей. По всей видимости, подразумевается ограничение продаж вблизи вузов и общежитий.
В документе также предложен полный запрет розничной продажи дешёвых спиртосодержащих жидкостей, потребляемых населением в качестве суррогатов. Напомним, массовое отравление такими жидкостями в Иркутске в конце 2016 года унесло жизни более 70 человек.
Прерогатива Минздрава обозначить, что и как на самом деле. Он не сам изобретал список этих продуктов, это консолидированное решение медицинской среды.
В последние годы парламентарии не раз вносили различные поправки, касающиеся запрета продажи алкоголя и сигарет гражданам до 21 года, однако каждый раз их отклоняли. Так, в 2009-м году депутат Антон Беляков (сейчас является представителем Владимирской области в Совете Федерации) предложил запретить такую продажу. Аналогичные поправки выдвигал и первый зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Вячеслав Фетисов, однако буквально на днях, 12 февраля 2018 года, нижняя палата отклонила его инициативу. Причина - повышение возрастного ценза может привести к увеличению потребления молодёжью нелегального алкоголя и росту теневого рынка.
Концепция нова для России, но документ лишь подводит нормативы к мировым, отметил бывший главный санитарный врач России, ныне — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. Продажа алкоголя и сигарет до 21 года запрещена в США, а до 20 лет — в Норвегии, Японии и ряде других стран.
«Также у медиков есть понятие «мусорный продукт», которое может не нравиться бизнесу. Прерогатива Минздрава обозначить, что и как на самом деле. Он не сам изобретал список этих продуктов, это консолидированное решение медицинской среды. Оно общее с Всемирной организацией здравоохранения», — сказал Онищенко «Парламентской газете».
Кстати, рекомендации ВОЗ по вредным продуктам легли в основу госпрограмм по здоровому питанию во многих странах мира. Например, в Финляндии в рамках программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями более 20 лет красным цветом помечают продукты с повышенным содержанием соли. В Великобритании производители еды и напитков используют на упаковках разноцветные значки, отображающие уровень содержания в продукте сахара, соли, жира. В Соединённых Штатах производители обязаны помещать на упаковке «подсказки» для покупателей: «рекомендуемая порция», «количество порций в упаковке», — и указывать содержание сахара, трансжиров и их долю от дневной нормы потребления.
Сейчас значок ГОСТ, который ставят на продукты некоторые производители, — скорее маркетинговый ход, ведь стандарты носят рекомендательный характер, да и за их соответствием нет жёсткого контроля. Однако после принятия Стратегии следующим по логике шагом может стать введение обязательных госстандартов, уверены в Комитете Госдумы по охране здоровья, члены которого выступают как эксперты при принятии Стратегии.
«Для любого продукта должен быть стандарт, который достижим весьма сложным путём. Уверен, что последовательное появление ГОСТов приведёт к хорошим рыночным механизмам», — заявил «Парламентской газете» председатель Комитета Дмитрий Морозов. Что касается повышения акцизов на алкоголь и табак, то, по мнению депутата, оно должно быть плавным.
По словам члена этого же комитета Татьяны Соломатиной, все добросовестные пищевые предприятия заинтересованы в том, чтобы был стандарт качества. Более того, парламентарий поддерживает введение так называемых «продуктовых светофоров». С таким предложением осенью выступил Роспотребнадзор.
Есть неполезные продукты, которые должны стоить дороже. А деньги с акцизов будут потрачены на профилактику болезней тех, кто эти продукты потребляет.
«Я считаю, что полки в магазинах должны быть трёх цветов, где зелёный — экологически чистые, безвредные продукты, а красный обозначал, напротив, продукты, содержащие вредные добавки. Чтобы попасть на зелёную полку, производитель должен пройти очень серьёзный отбор», — уверена Соломатина.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт также согласна с основными принципами Стратегии Минздрава.
«Я на стороне Минздрава. Есть неполезные продукты, которые должны стоить дороже. А деньги с акцизов будут потрачены на профилактику болезней тех, кто эти продукты потребляет», — заявила сенатор «Парламентской газете». И напомнила, что сейчас прорабатывается целый комплекс инициатив для повышения контроля за качеством продуктов — это и законопроект об органических продуктах, и изменения Роспотребнадзора в КОАП по фальсификату, и законопроект о контрольных закупках, который позволит более эффективно отслеживать качество. «Очень важно по всем продуктам прийти к единым требованиям по маркировке, как это уже сделано по рыбе. Маркировка должна чётко отражать состав», — считает Гехт.
С последним согласны и в бизнес-среде. Так, директор Российской гильдии пекарей и кондитеров Михаил Крихели в разговоре с «Парламентской газетой» заявил, что маркировка должна стать главным источником информации о продукте, чтобы покупатель мог отнестись к его покупке ответственно.
«Вредных продуктов в пище не должно быть в принципе. Но когда покупатель берёт с полки продукт, он должен получить объективную информацию о том, что в нём содержится. И сам решать, брать его или нет», — считает эксперт.
Вместе с тем Крихели убеждён, что государству не следует торопиться со списками вредных продуктов и введением жёстких госстандартов, а дать возможность самостоятельно регулировать рецептуру изделий субъектам рыночных отношений.
Требует подтверждения