Администрации сахалинских районов не успевают освоить потоки "дорожных" денег из области. К такому выводу в ходе заседания ПСО 13 мая совместными усилиями пришли и. о. министра транспорта региона Эдуард Ри, врио руководителя области Валерий Лимаренко и и. о. главы ПСО Алексей Белик.
Уже сегодня, резюмировал представитель минтранса, на ремонты и капитальные ремонты местных дорог не расторговано более 500 миллионов рублей — это треть от всех субсидий, запланированных областью для районов еще в декабре 2018 года. В перспективе неосвоение может быть куда более значительным — до местных властей доводя еще более 5 миллиардов, которые необходимо распределить по подрядчикам в ближайшие несколько месяцев.
— Я сказал, денег даю столько, сколько вы построите дорог, отремонтируете дорог. Но если вы два месяца из шести не работаете — одну треть работы вы не сделаете. Причина? Потому что вы не организовали работу, — журит "особенно отличившихся" мэров Охи и Смирных Валерий Лимаренко.
В сухих цифрах показатели дорожных работ в области выглядят следующим образом: на три года в первоначальном трехлетнем бюджете было запланировано 3,9 миллиарда рублей на ремонты и капремонты, уже в этом году была доведена субсидия почти на 1,6 миллиарда рублей. Расторговать их было необходимо до 1 мая, но в 12 из 18 муниципалитетах (кроме Александровска-Сахалинского, Корсаковского, Курильского, Ногликского, Углегорского районов и Южно-Сахалинска) справиться с этой задачей не сумели.
А на подходе, предупреждает министр, уже виднеются и новые лавины финансовых средств — поправками к бюджету на дороги уже добавили более 5,2 миллиарда на три года. Миллиард из них муниципалитетам предстоит аврально разыграть на работы этого года. Всего же до 2021 года муниципалитетам предстоит найти подрядчиков для ремонта более 315 километров дорог — это 9,2 (2,4 — на текущий ремонт, 6,1 — на капитальный, остальное — на проекты) миллиарда рублей. В 2016-2018 годах, отметил министр, по этим же статьям было передано всего 2 миллиарда, которых хватило на 104 километра дорог.
В соответствии с новой областной концепцией "трехлетних торгов", настаивает Валерий Лимаренко, никаких конкурсов на будущий год остаться не должно — чуть ли не в апреле 2020-го все муниципалитеты должны иметь подрядчиков и быть готовыми по первому зову капризной островной природы выйти на стройки.
Еще 3,5 миллиарда рублей необходимо освоить на строительстве и реконструкции дорог. Этого объема должно хватить на 42 объекта: в этом году реализуют 22, 16 будут растянуты на два года, 4 продолжатся аж до 2021-го.
Уже законтрактованы, безжалостно докладывает Ри, 23 объекта на 1,04 миллиарда, полностью выбрали запланированные объемы Александровск-Сахалинский, Холмск и Южно-Курильск, еще 15 объектов пока не выбиваются из графика. А вот четыре дороги в Невельском, Томаринском и Охинском городских округах вызывают у Эдуарда Ри опасения.
Доклад министра транспорта и дорожного хозяйства врио губернатора понравился — в отличии от состоявшегося накануне выступления представительницы минстроя, в нем были "план, факт, анализ", а также целая толпа виновных в срывах сроков и отставаниях от графиков.
С ними Валерий Лимаренко и начал методично работать — вызывал на большой экран и долго и подробно выяснял, как так вышло и что теперь делать. В основном выходило, что "косячили" сами администрации — ошибки в проектах и сметах, недостаточная активность по поиску подрядчиков, неотлаженное взаимодействие с областными органами власти и "Центром дорожного мониторинга". Несколько мэров пытались убедить врио, что бизнес просто не хочет строить в поставленных жестких условиях и не выходит на подряды. Не вышло.
— По нашей вине, не отрицаю, — не стал лезть на рожон глава Томари Александр Кобелев.
— Спасибо, что вы раскаялись. Это говорит о том, что вы на верном пути, — в ответ похвалил главу Лимаренко.
Разговор о причинах неосвоения в итоге растянулся минут на 20. Никаких объективных оснований не строить и не тратить деньги, убеждал Лимаренко, нет и быть не может — просто не хотите работать, суетиться, строить эффективную систему. Кроме того, не исключил он и злокозненный человеческий фактор.
Кроты и диверсанты, почему-то был уверен временный глава области, сидят где-то в мэриях — на позициях замов по строительству, например. Потому всем главам было предложено провести служебное расследование и обозначить потенциального нарушителя дорожного спокойствия самостоятельно. Через неделю оргвыводы в индивидуальном порядке будет делать уже правительство области.
В заключение врио пригрозил введением в отрасль олимпийской системы — кто больше строит и осваивает, получит больше. А отстающих будут выводить на непостроенные и неотремонтированные дороги, ставить голыми пятками в набежавшие ямы-лужи и публично журить: смотрите, граждане, сколько денег мы вам хотели дать и со сколькими миллионами в итоге справился ваш нерадивый глава. Про пятки и лужи — это уже художественное преувеличение, но публичные порки врио и правда планирует.
Требует подтверждения