На прошлой неделе, 29 августа, Оха получила трагическое известие – погиб наш земляк, участник специальной военной операции, гвардии старший сержант Сергей Андрусенко. Со своего последнего боевого задания он не вернулся еще три месяца назад. Все это время воин числился без вести пропавшим, а его близкие и друзья надеялись и верили в лучшее…
О том, каким был Сергей в мирной жизни и что привело его на передовую, порталу Оха65.ру рассказала жена бойца, Ольга. Несколько дней назад ей лично пришлось опознавать своего любимого человека.
Впервые встретились будущие супруги весной 2001 года на работе – Ольга трудилась диспетчером на пульте ЦДН № 2, а Сергей только перевелся в это подразделение из ЦДН № 1. Молодой человек сам подошел познакомиться с симпатичной девушкой.
— Это был смелый поступок, потому что у нас на работе не принято заводить личные отношения. Я удивилась, но отказывать не стала. Красивые черные глаза, обволакивающий голос, широкие плечи – против этого тяжело было устоять. Дала номер своего телефона, так и стали общаться по телефону, — вспоминает Ольга.
На первое свидание в кафе Сергей пригласил Ольгу лишь месяц спустя. Молодые много разговаривали, гуляли, старались узнать друг о друге все. Находиться рядом с Сергеем Ольге нравилось все больше. Рослый красавец, он не пил и не курил, ответственно подходил к работе, занимался спортом, отличался сильным, волевым характером. В свои 23 года Сергей был взрослее ровесников, вызывал уважение у окружающих. Выросший на Большой речке, парень все умел делать своими руками. Был отличным рыбаком, с детства привык справляться с хозяйством на земле.
— Изначально пришло чувство, что на него можно опереться. Я видела, что все к нему за помощью обращаются, и он никому не отказывает. Таким Сергей был: сначала для других, только потом для себя. При этом он умел красиво ухаживать, заботиться о женщине. Дарил мне украшения, водил по магазинам. Когда только начали появляться автоматические стиральные машинки, купил мне такую, одну из самых дорогих. Сказал, это чтобы я руки свои стиркой не портила. А ведь тогда мы даже еще вместе не жили, — рассказывает супруга бойца.
Хозяйственность Сергея проявлялась во всем. Вот только один пример. В январе этого года, когда боец ненадолго приехал домой, он занялся ремонтом в квартире. За время отсутствия главы семьи дома много что поломалось, нуждалось в обновлении. Но он отказался нанимать ремонтную бригаду, хотел все сделать сам.
Официально мужем и женой чета Андрусенко стала в 2006 году. Тогда же у них родилась дочь. До 2014 года молодые жили спокойно и счастливо.
— Сергей всегда интересовался политикой, а в год, когда на Украине случился переворот, этот интерес стал постоянным. Мы даже иногда ругались по этому поводу. Мне хотелось прийти домой после работы и включить музыку, чтобы расслабиться, но у нас всегда были включены новости о Донбассе. Сергей искренне переживал за мирных жителей, за детей. Тогда он еще не говорил мне, что хочет уйти на войну, но я чувствовала его настрой, — продолжает собеседница.
Был в жизни супругов один момент, о котором Ольга вспомнила лишь годы спустя. Когда влюбленные только встречались и шутили о том, что их любовь – до гроба, Сергей объявил, что не хочет умереть от старости. Он считал, что должен пожертвовать своей жизнью ради чего-то великого, спасая людей. Тогда рассуждения юного парня показались девушке бравадой, но со временем она поняла, что Сергей слов на ветер не бросает.
Впервые о своем желании отправиться на войну Сергей сообщил жене в 2022 году. Ольга стала отговаривать. «Ты понимаешь, что можешь погибнуть? Понимаешь, что у тебя дочь растет?», – пыталась достучаться она до мужа. Просила, убеждала, требовала, ругалась и всячески старалась не отпустить любимого. Но Сергей все для себя решил.
— На него все внимание обращали, он был сильный, спортивный. И он мне говорил, что ему, вот такому здоровому, стыдно ходить по городу, когда ребят, даже тех, кто не совсем под мобилизацию подходит, забрали на войну. Однажды утром по телевизору показали разбомбленный на Донбассе детский дом. Я в сердцах кинула: «Ты посмотри, что творят! Я бы уже сама пошла снайпером на войну!». Сергей очень спокойно ответил: «Ты останешься. Пойду я». Я поняла, что мое сопротивление бесполезно, оставалось только отпустить, — говорит вдова.
Нефтяник с 20-летним стажем, Сергей Андрусенко добровольно отказался от брони. В военкомат за повесткой его отвезла супруга.
Ждать подтверждения Сергею пришлось две недели. Ольга поставила перед собой задачу за это время максимально подготовить мужа – сделать то, что в ее силах. Пришлось приобретать все необходимое, изучать оптимальное содержимое аптечки. Жена взяла в свои руки обучение супруга основам оказания первой помощи на передовой, по вечерам в семье проходило «тестирование» с отработкой навыков. Самостоятельно по видеоурокам спецназа Сергей изучал тактику боя.
Несколько месяцев перед отправкой на фронт Сергей пробыл на полигоне в Успеновке. С близкими созванивался ежедневно, рассказывал, как идет боевое слаживание. Ольга каждый раз напоминала супругу, что сейчас для него важны любые полученные знания и навыки – на передовой они могут спасти жизнь ему и его боевым товарищам.
— Он в первый раз так надолго от семьи оторвался, поначалу, конечно, тяжело ему было. Скучал. Рассказывал, как всех некрещеных на полигоне священник крестил. Была и забавная история. Проведать ребят приехал наш мэр Евгений Михлик. Сергей еще никогда не видел его в лицо и общался с ним, как с мобилизованным. Потом очень смеялся, что в такую ситуацию попал. Однажды позвонил, сказал, что ему нужно позывной придумать. Доверил это мне. Я три дня думала и в итоге решила, что лучшим для Сергея станет позывной «Атлет». С ним он и отправился на войну, — вспоминает Ольга.
На фронт Сергей Андрусенко попал в начале декабря 2022 года. За время пребывания на передовой боец был трижды ранен, но каждый раз возвращался в строй, получил две государственные награды – медаль «За отвагу» и Александра Суворова. Подробно об этом портал Оха65.ру рассказывал в ноябре 2023-го и в апреле 2024 года.
В последний раз Сергей вышел на связь 31 мая. Его подразделение готовилось к большому наступлению в районе Константиновки. В 01:30 боец позвонил супруге и сказал только одну фразу: «Все, я пошел».
— Он заранее готовил меня к тому, что уходит на боевое задание, предупреждал, через какое примерно время ждать его звонка. Пока Сергей отсутствовал, я постоянно молилась, в церковь ходила, свечи ставила. Так было и в этот раз. Предполагалось, что его не будет на связи дней 10. Но еще до истечения этого срока мне позвонили из воинской части, стали расспрашивать о близких Сергея. У меня едва сердечный приступ не случился, но мне сказали, это просто формальность, так надо. Помню, я очень ругалась и просила ребят не пугать такими звонками родителей Сергея. А на следующий день пришла официальная информация, что мой муж со 2 июня числится пропавшим без вести, — говорит Ольга.
Может быть, рация сломалась. Может, Сергей контужен и вышел не в ту сторону, потерял память или попал в плен. Почти три месяца Ольга надеялась, что ее супруга найдут живым. С помощью волонтеров она зарегистрировалась во всевозможных группах поиска и ежедневно изучала фотографии и видео с погибшими и ранеными бойцами. Некоторые из них были отсняты с украинских дронов. Первое время Ольга могла смотреть на снимки только после приема валокордина – от увиденного болело и заходилось сердце.
Свои поиски охинка вела, пока не увидела мужа во сне. Сергей попросил ее не искать его среди фотографий. «Когда же мы увидимся?», – спросила Ольга. Сергей ответил: «В августе».
— Я как-то сразу все поняла. 26 августа, когда взяли Константиновку, было найдено тело бойца, похожего на Сергея. Меня спросили, готова ли я опознать его. К этому моменту мне было важно, чтобы мой муж не остался без вести пропавшим и не был захоронен в общей могиле. Он должен был вернуться домой. Опознание шло по видеосвязи. Я очень благодарна группе эвакуации, что они так аккуратно и бережно извлекли Сергея из-под завалов. Тело сохранилось, хоть ДНК-экспертизу уже было делать поздно. Я узнала Сергея по дорогим мне чертам и особенностям. Еще у него крестик серебряный сохранился, который я ему дарила, и жетон – мы его в храме освящали, — рассказывает вдова.
У Ольги сохранились сотни фотографий Сергея – с момента знакомства до его последних дней на передовой. Перебирая их, она говорит, что теперь точно может отличить взгляд, выражение лица воевавшего мужчины от того, кто никогда не был на фронте.
Война изменила и саму Ольгу:
— Когда-то ребята, которые давно воюют, сказали Сергею, что их жены каждую минуту готовы ко всему. И я поняла, что тоже должна быть готова. Это звучит дико и страшно для меня в прошлой жизни, но это реальность моего сегодня. Наши мужья выбрали путь настоящих мужчин. Я знаю, что им больно, тяжело физически и морально. Наши страдания – ничто в сравнении с тем, что переживают они. Но наши парни сильные, и мы должны быть такими же, держаться ради них.
Источник:
Оха65.ру