В апреле вступает в силу закон о северном завозе. Ответственность за доставку продуктов и топлива в 25 российских регионов возложили на федерального координатора и Единого морского оператора. Поставки будут планировать на три года вперед, а следить за ними — через государственную систему мониторинга. Правительство 22 марта утвердило постановление об этой системе, сообщает «Парламентская газета».
Северный завоз касается 3,2 миллиона жителей 25 регионов, и в год им нужно привезти 3,3 миллиона тонн груза.
В советское время северный завоз был централизованным, но затем регулирование поставок легло на плечи регионов и региональные бюджеты. Организовать доставку грузов без участия федерального центра было сложно. В результате на северных территориях периодически возникает дефицит продуктов, а то, что доставляют — дороже, чем в Центральной России. Это касается топлива, лекарств, продуктов, в том числе хлеба, мяса, фруктов.
Решить проблемы должен закон о северном завозе, разработанный Правительством вместе с парламентариями и регионами.
«Закон разграничил полномочия между органами власти разных уровней по северному завозу, — сказал «Парламентской газете» один из инициаторов документа, глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. — Планировать поставки на Север будут на три года вперед. Отвечает за перевозки грузов между портами Минвостокразвития и Единый морской оператор».
Все грузы поделили на три категории. В первой — товары, необходимые для жизнеобеспечения населения, — продукты, лекарства, медицинские изделия, топливо. Во второй — товары для государственных нужд, в третьей — все остальные. По словам Николая Харитонова, регионы смогут получать бюджетные кредиты на закупку продукции для обеспечения жизнедеятельности населения, а перевозчики — льготные тарифы на поставки грузов для государственных и муниципальных нужд.
Обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, проводить мониторинг движения грузов и выявлять возможные риски сбоев в поставках будет Федеральная государственная информационная система мониторинга. Согласно постановлению Правительства, этот ресурс введут в эксплуатацию поэтапно в течение 2024 – 2026 годов.
С помощью этой системы будут планировать доставку грузов, создавать оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты, собирать статистическую информацию. Продукцию промаркируют, чтобы отслеживать ее передвижение.
По словам Николая Харитонова, утвержденное Правительством постановление — это дальнейшее развитие норм, заложенных в законе о северном завозе.
«Все преимущества цифровизации по удобству, прозрачности и оперативности принимаемых решений мы последовательно внедряем в систему северного завоза для того, чтобы доставка грузов осуществлялась более эффективно и товары были дешевле», — сказал Харитонов.
Закон о северном завозе и создание информационной системы позволят избежать дефицита продуктов в северных регионах и снизить цены на них.
«По расчетам Минвостокразвития, стоимость продуктов и топлива снизится примерно на 15 – 20 процентов, — сказал заместитель председателя Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. — Это связано с тем, что будут определять наиболее оптимальные и быстрые логистические маршруты».
Сенатор рассказал, что раньше логистические сложности приводили к подорожанию товаров. Например, уголь из Хакассии доставляли в Якутию через Мурманск, и из-за этого его стоимость увеличивалась в одиннадцать раз.
Грузы для жизнеобеспечения жителей северных территорий и государственных нужд планируют доставлять в приоритетном порядке.
В перечень территорий для северного завоза вошли населенные пункты 21 субъекта РФ: республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская и Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Источник:
Парламентская газета