Они пополнят завезенное ранее оттуда же стадо из 30 голов, рассказал корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» начальник управления коренных малочисленных народов Севера правительства области Николай Мизинин.
Деньги появятся в рамках подпрограммы устойчивого развития аборигенов, которая входит в госпрограмму области по укреплению межнационального взаимодействия. Всего в 2018 году на эту подпрограмму предназначено 24 млн бюджетных рублей, что на 1,5 млн рублей больше, чем в уходящем. Ассигнования из островной казны пойдут также на реализацию областного закона о передаче части госполномочий региона по сохранению исконной среды обитания аборигенов в муниципалитеты, принятого в мае 2015 года.
Другая часть средств должна поддержать традиционные отрасли хозяйствования, в первую очередь рыболовство; образование и этнокультурную сферу; проведение разных форумов. А также приобретение жилья для специалистов из числа представителей коренных этносов острова и путевок для пенсионеров из среды КМНС в сахалинские санатории.
Возвращено также финасирование поездок на ежегодную выставку «Северная цивилизация» в Москве; участия детей в спартакиаде по национальным видам спорта (село Некрасовка Охинского района). В 2017 году эти мероприятия оплачивались только за счет средств нефтяных компаний, которые участвовали в партнерских программах взаимодействия с коренными этносами.
Главная задача следующего года, отметил Мизинин, – создание новой концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалина. Она должна взаимодействовать с подпрограммой не на словах, а на деле и иметь привязку к закону о передаче части госполномочий в районы.
– Прежняя концепция на 2011-2016 годы фактически не работала. Потому что не учитывала особенности и потребности сообщества островных аборигенов, а просто была скопирована с федеральной концепции, – подчеркнул он. – Поэтому концепция и подпрограмма развития аборигенов существовали отдельно друг от друга. Неудивительно, что заложенное в концепции оленеводство прекратили финансировать в 2012 году. Не было различия в преференциях для проживающих в городах и сельской местности. Как итог – в уходящем году новая концепция так и не появилась. Чтобы исправить эти системные ошибки, нужно определить приоритетные направления развития. Тогда станет понятно, на сколько нужно увеличивать финансирование.
Это значит, что традиционные отрасли хозяйствования должны стать частью сахалинской экономики, выйти на рынок. То есть производить продукт, который имеет спрос. Это получит поддержку за счет средств госпрограммы.
Но, помимо ее, родовые хозяйства и общины должны пользоваться другими инструментами – преференциями и субсидиями, заложенными в различных областных и федеральных программах. Для этого нужно разработать бизнес-планы, поменять при необходимости статус родовых хозяйств и общин на некоммерческую организацию, национальное предприятие и пр.
К сожалению, сложилась другая тенденция, посетовал начальник управления: в концепции планировались направления развития, но не просчитывался их эффект – что даст подготовка специалистов по национальному языку, как будет реализована печатная продукция об искусстве аборигенов и пр. Это в итоге приводит к иждивенческим настроениям.
– Это явление нам нужно искоренять, потому что многие представители коренного сообщества уже привыкают, что их всегда профинансирует область, – считает Мизинин. – Это говорит о том, что сообществу нужно менять самосознание, повышать общественную активность, чтобы участвовать в разных программах и грантовых проектах. Таких активных представителей пока, к сожалению, мало. Одна из них – Наталья Владимирова из Охинского района: ее община разводит ездовых собак. Сейчас она готовится войти в областную федерацию ездового спорта, это позволит реализовать задуманные проекты.
Мизинин также подчеркнул, что для решения накопившихся проблем нужно выстроить вертикаль взаимодействия между родовыми общинами на местах, Советами по делам коренных малочисленных северных народов в районах и региональным советом коренных малочисленных народов Севера области. Сообществу сахалинских аборигенов нужен реальный лидер, который мог бы людей сплотить, понять их нужды и донести до власти.
Требует подтверждения